Орехова Е. А. Церковно-приходские школы в колониях Мурманского берега в конце XIX века // История церковно-школьного образования в России (XIX – начало ХХ вв.) : материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. / отв. ред. Т. А. Красницкая. – Шу я: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШПГУ», 2012. – С. 108-115.

Подвижки в вопросе об образовании на Мурмане начались только с созданием там, в 1880-х гг., сети самостоятельных церковных приходов, при которых и были образованы школы. До 1905-1907 гг. именно они были основой системы школьного образования в мурманских колониях. К кон. XIX в. в колониях Мурманского берега было три церковно- приходских школы. Две из них (в колониях Гаврилово и Териберка) находились на Восточном Мурманском берегу, преимущественно православными колонистами. Третья школа (в колонии Баркино) располагалась в Печенгской губе Западного Мурманского берега – своеобразном русско-карельском анклаве на границе с Норвегией. Эта школа была открыта при Трифоновом Печенгском монастыре и была единственной, созданной на частное пожертвование. Для этого по духовному завещанию крестьянина Кильдинского лопарского погоста Павла Зубова было пожертвовано 600 руб. (Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. И-133. Оп.1. Д.1. Л. 54). Несмотря на немногочисленность населения колоний, обеспечить хотя бы начальное образование всех детей они не могли. Дело было не только в малом числе учебных заведений. Колонии были разбросаны по всему побережью протяженностью около 1000 км, многие состояли всего из нескольких домохозяйств. Возможности содержать в каждой из них школу не было. Православные церковно-приходские школы были непригодны для колонистов-лютеран. К тому же, они были отдалены от большинства финляндских и норвежских колоний. Некоторые сельские общества, в основном финляндские, неоднократно выражали желание иметь у себя школы и даже были готовы взять на себя часть расходов, но построить их самостоятельно были не в состоянии. Отпускать детей для учебы в другие селения они соглашались только при условии, чтобы школа находилась бы недалеко, так как дети помогали им по хозяйству. Лишь состоятельные колонисты отправляли своих детей на учебу в норвежские или русские города – Вардё, Вадсё и Архангельск. Только после революции 1905-1907 гг. на Мурмане были созданы сельские училища с интернатами для детей из отдаленных колоний, подчиненные Министерству народного просвещения. Общий уровень образования в церковно-приходских школах Мурмана был весьма низок. Об этом неоднократно сообщали как сами колонисты, так и контролирующие уездные и епархиальные органы. Так, жители Териберки жаловались, что «учение в школе ведется очень неаккуратно: «непутевое обучение»; а печенгские колонисты заявляли, что «монахи плохо учат – в 3 года не научили читать, как следует: ребята час учатся, день бегают». (Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. 2, выпуск 1. Описание колоний Восточного берега и Кольской губы. СПб., 1902. С. 144; Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. 2, выпуск 2. Описание колоний Восточного берега и Кольской губы. СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1902. С. 162). Касалось это не только светских предметов, но Закона Божьего. (ГАМО. Ф.И-133. Оп.1. Д.7. Л.23 об.-24). Очевидно, существовал целый комплекс причин, влиявших на такое положение дел. Как отмечалось в «Правилах о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 г. целью церковно-приходских школ было утверждение православного вероучения и христианской нравственности, а также «сообщение первоначальных полезных знаний». Очевидно, что эти школы изначально не были призваны давать учащимся полноценное светское образование. Получение начальных навыков чтения, письма и счета рассматривались как дополнение к изучению Закона Божьего, и было скорее средством, а не целью такого образования. Соответственно не следовало ожидать от этих школ высоких достижений в изучении светских дисциплин. Кроме того, школы на Мурмане начинали свое существование с самой низшей своей ступени – школы грамоты, требования к которой были минимальны. Поэтому, хотя о. Надзиратель, посещавший школы, и отмечал существенные недостатки в качестве обучения, но в итоге писал – «для школы грамоты достаточно». При этом, для учащихся и, прежде всего, их родителей, более важным было получение в школе навыков, необходимых в повседневной практической жизни – умения читать, писать и считать. В результате отношение к учебе часто было довольно скептическим. Отчеты Кольского уездного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz