Орехова Е. А. Церковно-приходские школы в колониях Мурманского берега в конце XIX века // История церковно-школьного образования в России (XIX – начало ХХ вв.) : материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. / отв. ред. Т. А. Красницкая. – Шу я: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШПГУ», 2012. – С. 108-115.

они сразу зачислялись в запас флота. Разницу интересов могла бы компенсировать обычная светская школа, но, за исключением Александровского и Кольского городских училищ, удаленных от большинства колоний, таковых на Мурмане кон. XIX в. не было. Выбор был только между церковным образованием и полным его отсутствием. Возникает вопрос – нужны ли были такие школы? Представляется, что нужны и, в том числе, именно такие. Учитывая образ жизни колонистов, оторванность населения колоний от традиционной культурной среды, деятельность церковно-приходских школ, как воспитателей православной нравственности, была крайне необходима. Домашнее образование колонистов-лютеран также, по сути, было религиозным, а пример Баркинской школы показывает, что ее религиозный характер в принципе не препятствовал обучению там детей иных вероисповеданий. Поэтому, отнюдь не следует преуменьшать тот вклад в дело просвещения, который вносили церковно-приходские школы. Вместе с тем, очевидна была необходимость создания на Мурмане параллельной системы светских школ, организованной с учетом специфики жизни колоний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz