Орехова Е. А. Церковно-приходские школы в колониях Мурманского берега в конце XIX века // История церковно-школьного образования в России (XIX – начало ХХ вв.) : материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. / отв. ред. Т. А. Красницкая. – Шу я: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШПГУ», 2012. – С. 108-115.

Е.А. Орехова к.и.н. Заведующая сектором досоветского периода отдела истории Мурманского областного краеведческого музея ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ В КОЛОНИЯХ МУРМАНСКОГО БЕРЕГА В КОНЦЕ XIX ВЕКА. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова (Мурмана) официально началась в 31 августа 1860 г. Специфика ее заключалась в принципиально добровольном характере, многонациональном и многоконфессиональном составе переселенцев. Начиная колонизацию в качестве опыта, русские власти ориентировались не только на жителей Кольского полуострова и прибрежных волостей Архангельской губернии – русских поморов, карелов и саамов. В первые десятилетия колонизации возможным, и даже весьма желательным признавалось переселение на Мурман подданных шведско-норвежского королевства и Великого Княжества Финляндского. Появление на побережье постоянного населения поставило перед властями множество новых задач. Примечательно, что решение многих из них официальные власти стремились переложить на плечи самих колонистов, церкви, частных организаций и благотворителей. Одной из серьезных проблем, вызванных многонациональным составом переселенцев, была необходимость натурализации колонистов норвежского и финляндского происхождения. Кроме того, опасения и светских, и церковных властей вызывало возможное распространение среди колонистов раскола, имевшего сильные позиции среди населения Архангельской губернии. Серьезное и постоянное влияние на всех жителей Мурмана могла бы оказать школа. До сер. 1880-х гг. организованной системы школьного образования на Мурманском берегу не было. Грамотными (умеющими хотя бы читать) обычно были те из колонистов и их детей, кто успел получить начальное образование на прежнем месте жительства. Отсутствие школ частично компенсировалось тем, что детей обучали грамоте родители или специально нанятые из соседей учителя. Именно это обеспечивало высокий процент грамотности в семьях колонистов-лютеран финляндского и норвежского происхождения. Среди них грамотность достигала 80-90%, при 15-20% грамотных православных. Вместе с тем, именно такое домашнее образование, наряду с прочими условиями, препятствовало их натурализации, вхождению в русскую культурную среду, ведь детей-лютеран обучали только финской или норвежской грамоте. Такое положение было заложено еще в начале колонизации, когда желающим стать колонистами было позволено вести переписку с властями на родных языках. Между тем, незнание русского языка вызывало сложности как в общении с представителями властей и местными русскоязычными жителями, так и в целом натурализации этой части колонистов. Поселение же на приграничных территориях колонистов, оторванных от России не только территориально, но и культурно, вызывало все большие опасения. Существовала и еще одна сторона вопроса об образовании. Целью колонизации Мурманского берега было содействие социально-экономическому развитию Русского Севера путем модернизации морских рыбных промыслов, развитие которых оставалось на уровне XVI в. Отсутствие у значительной части колонистов, прежде всего православных, хотя бы минимальной грамотности, создавало значительные препятствия для достижения этой цели. Представители местных и губернских властей хорошо понимали эту проблему, но дальше предложений дело не шло. (Орехова Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова во второй пол. XIX – первой трети ХХ вв.: дис…. канд. ист. наук. СПб., 2009).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz