Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

76 Глава 1 (копийные книги); хозяйственные документы, в том числе приходо-расход­ ные книги; документы государственно-церковного учета362. Основной груп­ пой документов монастырского архива, к которой мы обращаемся, являются хозяйственные книги монастырей и Холмогорского архиерейского дома. Обстоятельная характеристика приходо-расходных книг как источника была предложена Е. Н. Швейковской. Она выделила две больших группы приходо-расходных книг: хозяйственно-экономические и государственно­ хозяйственные. Книги первой группы, в свою очередь, подразделялись на об­ щинные и вотчинные363. По мнению исследовательницы, книги всех групп объединяет типологическое единство ведения записей. Также Е. Н. Швей- ковская отмечает насыщенность приходо-расходных книг информацией, вы­ ходящей за рамки учета дохода и расхода средств. Это касается различных сторон повседневной жизни общества XV II-XV III вв.364 1.2.2.1. Николо-Корельский монастырь Вопрос о документах мурманского промысла Николо-Корельского мо­ настыря в историографии специально не ставился. Исключение составляет небольшая статья В. В. Брызгалова365, а также ряд наших работ, в которых рассмотрены некоторые аспекты проблемы366. Не было специального обра­ щения и к документам новоземельского промысла. Существующие источни­ ки можно разделить на две условные группы: 1) специальная документация мурманского и новоземельского промыслов; 2) монастырская хозяйственная документация (приходо-расходные книги). Вторая группа источников, что очевидно, отражает только определенные моменты промысла (о чем ниже), а не все стадии его организации. Документы мурманского монастырского промысла. Специальная доку­ ментация мурманского промысла Николо-Корельского монастыря склады­ вается с момента его оформления в одну из отраслей монастырского хозяй­ ства. Это происходит не ранее конца 1670-х гг. Самое раннее упоминание документов мурманского промысла встречаем в приходо-расходной книге 362 Черкасова М. С. Сравнительное изучение монастырских архивов: источники и проблемы / / Кириллов: ист.-краевед. альм. Вып. 4. Вологда, 2001. С. 290-291; Она же. К характеристике монастырских архивов России XVI-XVII вв. Ч. 2 / / Археогра­ фический ежегодник за 2004 год. М., 2005. С. 44. 363 Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России. Поморье в XVII веке. М., 1997. С. 193-194. Здесь же дан подробный историографический обзор изучения при­ ходо-расходных книг отечественной наукой XIX-XX вв. См.: Там же. С. 177-184. 364 Швейковская Е. Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI —начала XVIII века. М., 2012. С. 295-296. 365 Брызгалов В.В. Состав мурманских рыболовных артелей в конце XVII века. 366 Никонов С.А. Промысловые артели «мурманщиков» Николо-Корельского мо­ настыря в XVII-XVIII веках. С. 34; Он же. Документы мурманского рыбного промы­ сла XVII-XVIII веков в архиве Николо-Корельского монастыря / / Архивы и исто­ рия российской государственности. Вып. 4. СПб., 2013. С. 41-45.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz