Наумлюк, М. В. Тема северных военных конвоев в творчестве российских и западных писателей-фронтовиков / М. В. Наумлюк // X Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 94-96.

М. В. Наумлюк ТЕМА СЕВЕРНЫХ ВОЕННЫХ КОНВОЕВ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ И ЗАПАДНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ-ФРОНТОВИКОВ В 40-е гг. двадцатого столетия основной в литературе Кольского Се­ вера становится тема войны. Великая Отечественная война проверила на прочность северный ха­ рактер, и в стихотворениях и очерках Константина Симонова, и в поэзии знаменитого новозеландца, участника северных конвоев Дениса Гловера мурманчане, прежде всего —товарищи по оружию. Особая тема, связанная с войной, объединила русского, шотландского и новозеландского писате­ лей (В. Пикуль, А. Маклин, Д. Гловер) - тема подвига моряков - участни­ ков северных военных конвоев. В понимании и изображении войны и че­ ловека на войне они оказались едины, заметим, что каждый из них был участником описанных событий. Валентин Пикуль был воспитанником Школы юнг Военно-морского флота на Соловецких островах, по окончании которой стал командиром боевого поста на эсминце «Грозный», который конвоировал английские и американские караваны, следовавшие с оружием в Мурманск. Пикуль - автор знаменитого романа «Реквием каравану PQ-17». Алистер Маклин (Alistair Stuart MacLean,) - замечательный шот­ ландский писатель - маринист, автор романа «Полярный конвой» (H.M.S. Ulysses), в годы Второй мировой войны служил торпедистом на кораблях конвоя. И Денис Гловер (Denis Glover), выдающийся новозеландский поэт, был офицером на кораблях арктического конвоя и заслужил как англий­ ские, так и советские награды. Трагический опыт войны он воплотил в сборнике стихотворений «Ветер и песок: стихи 1934-44 годов» (The Wind and the Sand: Poems 1934-44) и поэме «Мурманск или никогда» (Murmansk or Never). Романы Пикуля и Маклина объединяет правдивость повествования о караване судов, оставленном без прикрытия Британским адмиралтейством и потопленном немецкими самолётами и подводными лодками «между Мурманом и Шпицбергеном». В «Реквиеме...» Пикуль выстраивает почти документальное повествования, поминутно рассчитывая время трагедии и героического подвига моряков. Он включает записи командиров, судовые документы, свидетельства очевидцев и историков, его герои - реальные моряки и корабли, для него они живые... Эмоциональное авторское пове­ ствование становится антитезой бесстрастным документам: «Даже повер­ женный и разбитый, сквозь взрывы торпед и бомб, сквозь злорадное бах­ вальство Геббельса, сквозь адское пекло пожаров, захлебываясь водой и мазутом, обмороженный и обгорелый, караван PQ-17 всё-таки идёт к нам» II, с. 301]. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz