Наумлюк, М. В. Тема северных военных конвоев в творчестве российских и западных писателей-фронтовиков / М. В. Наумлюк // X Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 94-96.

Роман Маклина - художественное повествование о реальных собы­ тиях, в котором вымышленные персонажи явно имеют настоящих прото­ типов. Яркими красками автор описывает суровейшие условия зимнего арктического похода каравана английских судов. С тяжёлым чувством рассказывает о гибели каждого корабля и героизме моряков, не забывая важные детали, как и Пикуль, фиксируя время поминутно. Эти книги объ­ единяет и торжественная поэтическая интонация, создающая у читателя ощущение величия происходящего, грандиозности подвига, высокого смысла каждой утраченной жизни. Бескрайность и безмолвие океана, ти­ таническая битва, кипящая в его водах, напоминают страницы гомеров­ ской «Илиады». В обоих романах есть почти музыкальная кода, завершающая тему смерти, минута молчания, которая возводит мгновения трагедии в форму мифа. В книге Маклина - это описание спасшихся от бомб и замерзших в условиях Крайнего Севера английских моряков: « ...“Адвенчурер” был торпедирован перед самым заходом солнца. Три четверти экипажа и с ни­ ми двадцать моряков, снятых с “Плантера” спаслись на шлюпках. Месяц спустя фрегат “Эшер” обнаружил их у бесплодных стылых берегов остро­ ва Медвежий. Три шлюпки, соединённые между собой перлинем, упорно продвигались к северу. Капитан, прямой и неподвижный, всё ещё сидел у руля, высохшей рукой сжимая румпель и вперившись невидящим взглядом пустых глазниц в далёкий навеки утраченный для него горизонт. Остальные моряки сидели или лежали в шлюпках, а один стоял, обняв мачту. Почер­ невшие от солнца губы их были растянуты в жуткой улыбке. Вахтенный журнал лежал возле капитана. В нём не было ни одной записи: все замёрзли в первую ночь. Ледовый барьер - это край великого безмолвия, где царит первозданный покой, тишина и вечный холод. Возможно, они и поныне блуждают там, мертвецы, осуждённые на вечные скитания» [2, с. 113-114]. Последние страницы роман Пикуля - реквием по погибшим кораб­ лям, звучащий уже в вечности: «Корабли, как и люди, умирали по- разному... Иные встречали смерть в торжественном молчании, только по­ том из-под воды слышался долгий зловещий гул - это взрывались раска­ лённые котлы, не выдержавшие объятий холода. Другие жалобно стонали сиренами, их конструкции разрушались с грохотом; разломленные попо­ лам корабли сдвигали в небе свои мачты - словно руки для предсмертного пожатия. А потом корабли с рёвом зарывались в пучину, почти яростно сверкнув на прощанье «глазами» - окнами своих рубок... Потопленные на PQ-17 всплыли на поверхность моря сразу после войны; тени кораблей- призраков заколебались на горизонте, не выходя в эфир, не стуча машина­ ми ... Караван PQ-17 блуждает ещё в океане среди причудливых айсбергов, по чёрной воде медленно дрейфуют мёртвые корабли» [1, с. 301-302]. От­ метим лаконизм, почти аскетизм образов Пикуля и Маклина, их эмоцио­ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz