Наумлюк, М. В. Американская литература о Второй мировой войне : ("окопная правда" и рождение нац. мифа) / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 35-40.
М.В. НАУМЛЮК АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ («ОКОПНАЯ ПРАВДА» И РОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИФА) I I I ■ ■ ■ естьдесят лет отделяют нас от событий H J U I второй мировой войны, постепенно уходят из жизни последние ее свидетели - фронтовики, и наступает время для рождения легенд о великом и трагическом времени. Несмотря на то, что события войны, их хронология известны, трактовка, а в дальнейшем и мифология войны в России и Америке разная. Для россиян прошедшая война - Великая Отечественная, народно-освободительная, вызвавшая «небывалое проявление героико патриотического духа миллионов людей» (9, с.З). Писатели, прошедшие военными дорогами (К. Симонов, Н. Некрасов, Ю. Бондарев, В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов), не скрывают трагической правды этого времени: долгое отступление, огромные людские потери, кровавую цену каждого клочка земли и великой Победы. Атмосферу жизни и книг военного времени определяет беспредельная ненависть к фашистам и на этом же высоком накале «любовь к родному пепелищу, к отеческим гробам». Когда мы читаем романы американских писателей- фронтовиков Н. Мейлера, Г. Вука, Д. Джонса, К. Воннегута, Э. Майрера, У. Хеллера, то понимаем, что они описывают какую-то «другую войну»: она не имеет ясных целей, солдаты не знают, ради чего они идут на смерть, а противник и вовсе призрачный и не вызывающий ненависти к себе. Судьба военной прозы в России и Америке тоже разная. В современной российской литературе военная тема не только востребована, но и является предметом острейших споров. Некоторые критики рассматривают идеалы сороковых годов с позиции нового времени и подвиг народа, освободившего мир от фашизма, трактуют как «борьбу советских солдат за торжество тоталитарных ценностей». Часть писателей-фронтовиков растерялась в идейной разноголосице (В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов) и на склоне 20 века отошла от былых позиций, стала призывать старых солдат к христианскому всепрощению и покаянию за убийство В отличие от России тема войны не только не популярна в современной американской литературе она вообще забыта. В монографиях и университетских учебниках ей уделяется не более 10-15 строк, а в университетских же списках обязательной для чтения художественной литературы нет ни одного произведения о второй мировой войне. В свое время книги Н. Мейлера, Д. Джонса, К. Воннегута, У. Хеллера, У. Стайрона были награждены национальными литературными премиями и причислены к классике, нынче их не читают. Одна из причин этого забвения связана с тем, что в послевоенные годы в американском обществе сложилось твердое убеждение, что США являются едва ли не единственными победителями во второй мировой войне, и эта вера легко вписывается в мессианские основы национального мифа Американской Мечты. Это убеждение насаждается средствами массовой информации, в частности, компания ABC, подводя итоги XX века в документальном фильме «Столетие. Время Америки» (1999), так монтирует кадры, что любой зритель убеждается в том, что главные военные операции проходят в тихоокеанском регионе, а Европа и Советский Союз обязаны своим освобождением Америке, о роли же Советской Армии ни слова вообще. Факты, противоречащие этому стереотипу, большей частью не воспринимаются современными американцами, поэтому книги писателей-фронтовиков, чья «окопная правда» противоречит мифологии, отметаются как чужеродные. Сама форма романа, предполагающая неспешное, вдумчивое чтение, сопереживание, попытки анализировать и сомневаться, сопротивляется сложившимся штампам. Вообще современные американцы правдивым книгам о войне предпочитают готовый и отлакированный кинематографический образ. Эту особенность национального сознания в ироническом контексте отметил ДЕвгенидис в награжденном многими премиями романе-эпопее «Третий пол» (2003 г.). В книге обобщаются исторические пути США на протяжении XX столетия, и для каждого этапа развития Евгенидис выбирает образ- стереотип, характеризующий жизнь и сознание американцев. Вторая мировая война рассматривается через призму кино. Весенним днем в начале 40-х годов молодая героиня сидит в кино, жует поп-корн и смотрит перед мелодрамой хронику о том, как бравые американские парни плывут на корабле в неведомые земли в поиске врагов своей страны, которых затем легко и играючи побеждают. Растрогавшись увиденным, 1 Отсылаю читателей к изданной в 2005 году книге А.С.Смирнова «Проза 1990-х годов о Великой Отечественной войне», чья позиция близка автору статьи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz