Наумлюк, М. В. Американская литература о Второй мировой войне : ("окопная правда" и рождение нац. мифа) / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 35-40.

М.В. НАУМЛЮК АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ («ОКОПНАЯ ПРАВДА» И РОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИФА) I I I ■ ■ ■ естьдесят лет отделяют нас от событий H J U I второй мировой войны, постепенно уходят из жизни последние ее свидетели - фронтовики, и наступает время для рождения легенд о великом и трагическом времени. Несмотря на то, что события войны, их хронология известны, трактовка, а в дальнейшем и мифология войны в России и Америке разная. Для россиян прошедшая война - Великая Отечественная, народно-освободительная, вызвавшая «небывалое проявление героико­ патриотического духа миллионов людей» (9, с.З). Писатели, прошедшие военными дорогами (К. Симонов, Н. Некрасов, Ю. Бондарев, В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов), не скрывают трагической правды этого времени: долгое отступление, огромные людские потери, кровавую цену каждого клочка земли и великой Победы. Атмосферу жизни и книг военного времени определяет беспредельная ненависть к фашистам и на этом же высоком накале «любовь к родному пепелищу, к отеческим гробам». Когда мы читаем романы американских писателей- фронтовиков Н. Мейлера, Г. Вука, Д. Джонса, К. Воннегута, Э. Майрера, У. Хеллера, то понимаем, что они описывают какую-то «другую войну»: она не имеет ясных целей, солдаты не знают, ради чего они идут на смерть, а противник и вовсе призрачный и не вызывающий ненависти к себе. Судьба военной прозы в России и Америке тоже разная. В современной российской литературе военная тема не только востребована, но и является предметом острейших споров. Некоторые критики рассматривают идеалы сороковых годов с позиции нового времени и подвиг народа, освободившего мир от фашизма, трактуют как «борьбу советских солдат за торжество тоталитарных ценностей». Часть писателей-фронтовиков растерялась в идейной разноголосице (В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов) и на склоне 20 века отошла от былых позиций, стала призывать старых солдат к христианскому всепрощению и покаянию за убийство В отличие от России тема войны не только не популярна в современной американской литературе она вообще забыта. В монографиях и университетских учебниках ей уделяется не более 10-15 строк, а в университетских же списках обязательной для чтения художественной литературы нет ни одного произведения о второй мировой войне. В свое время книги Н. Мейлера, Д. Джонса, К. Воннегута, У. Хеллера, У. Стайрона были награждены национальными литературными премиями и причислены к классике, нынче их не читают. Одна из причин этого забвения связана с тем, что в послевоенные годы в американском обществе сложилось твердое убеждение, что США являются едва ли не единственными победителями во второй мировой войне, и эта вера легко вписывается в мессианские основы национального мифа Американской Мечты. Это убеждение насаждается средствами массовой информации, в частности, компания ABC, подводя итоги XX века в документальном фильме «Столетие. Время Америки» (1999), так монтирует кадры, что любой зритель убеждается в том, что главные военные операции проходят в тихоокеанском регионе, а Европа и Советский Союз обязаны своим освобождением Америке, о роли же Советской Армии ни слова вообще. Факты, противоречащие этому стереотипу, большей частью не воспринимаются современными американцами, поэтому книги писателей-фронтовиков, чья «окопная правда» противоречит мифологии, отметаются как чужеродные. Сама форма романа, предполагающая неспешное, вдумчивое чтение, сопереживание, попытки анализировать и сомневаться, сопротивляется сложившимся штампам. Вообще современные американцы правдивым книгам о войне предпочитают готовый и отлакированный кинематографический образ. Эту особенность национального сознания в ироническом контексте отметил ДЕвгенидис в награжденном многими премиями романе-эпопее «Третий пол» (2003 г.). В книге обобщаются исторические пути США на протяжении XX столетия, и для каждого этапа развития Евгенидис выбирает образ- стереотип, характеризующий жизнь и сознание американцев. Вторая мировая война рассматривается через призму кино. Весенним днем в начале 40-х годов молодая героиня сидит в кино, жует поп-корн и смотрит перед мелодрамой хронику о том, как бравые американские парни плывут на корабле в неведомые земли в поиске врагов своей страны, которых затем легко и играючи побеждают. Растрогавшись увиденным, 1 Отсылаю читателей к изданной в 2005 году книге А.С.Смирнова «Проза 1990-х годов о Великой Отечественной войне», чья позиция близка автору статьи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz