Наумлюк, М. В. Американская литература о Второй мировой войне : ("окопная правда" и рождение нац. мифа) / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 35-40.

40 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Через тридцать лет трагедия всемирного масштаба развернулась и в США (11 сентября 2001 года). Пока политики и спецслужбы искали конкретные причины и виновных в несчастье, американские писатели, уже по традиции, встали выше отдельного факта и посмотрели на содеянное «чужим взглядом». Д. Апдайк в финале рассказа «Многообразие религиозного опыта» (2002) замечает: «Мы не стоим на месте, мы стараемся учиться на своих ошибках, эти башни (всемирного торгового центра) были выше, чем надо. Арабы правы, это была гордыня» (1,с.48). Прав и Дон Делилпо в том, что «технология сделала Америку сильной. Она несет смерть чужим традициям. Ее использовали как орудие смерти» (4,с.36). Как заметил один из шекспировских героев, «свершилось колесо судьбы»: вопросы, поставленные литературой о второй мировой войне и в прошлом не понятые большинством американцев, стали реальностью национального сознания в 21 реке. Тема второй мировой войны в американской литературе, несомненно, отличается национальным углом зрения. Романы о войне писателей- фронтовиков (Д. Джонс, Э. Майрер, Н. Мейлер, К. Воннегут) акцентировали ее бессмысленность и чуждость опыту американцев. «Окопная правда», не принятая Америкой, вызвала рождение героического мифа о единоличной победе США во второй мировой войне, тем более, что за эти годы страна вышла из экономического кризиса и на фоне разрушенной Европы, несомненно, стала процветающим государством. Идеи изоляционизма, особого пути, непричастности к мировым катаклизмам стали частью этой легенды. Желая разрушить мифологию, опасную для реальной жизни, американские писатели выбирают новый аспект в освещении военной темы: они преломляют ее через события собственной истории, рассматривая общечеловеческие проблемы на сугубо американском материале (А. Миллер, У. Стайрон). Они намеренно переносят акцент с объективного и панорамного изображения событий на моральные вопросы и углубляют психологический анализ, поскольку рефлексия и нравственная проблематика разрушают стереотипы сознания и тем самым сложившуюся легенду. Они анализируют историю своей страны с позиции Старого Света и вписывают свои страницы в общую книгу мировой литературы. Их больше читают в Европе, но, можно предположить, что и в Америке этим романом «настанет свой черед». 3. Джонс Д. Отсюда в вечность. - М., 1972. 4. Делилло Д. На руках будущего // Иностранная литература. 2004. № 9. 5. Евгенидис Д. Третий пол. - М., 2004. 6. Майрер Э. Однажды орел. - М., 1976. 7. Мейлер Н. Нагие и мертвые. - М., 1976. 8. Миллер А. Все мои сыновья // Миллер А. Пьесы. - М., 1999. 9. Смирнов А. Проза 1990-х годов о Великой Отечественной войне. - Мурманск, 2005. 10. Стайрон У. Выбор Софи. - М.. 1986. 11. Писатели США о литературе. - М., 1982. Т.2. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Апдайк Д. Многообразие религиозного опыта // Иностранная литература. 2003. № 8. 2. Воннегут К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. - М., 1978.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz