Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

и документы о праздновании первого престольного празд­ ника Никольской церкви в городе Коле на Николу зимне­ го 6 декабря 1553 года. Но, как мы отмечали ранее, ссылок на эти документы сделано не было. По преданию, священником этой церкви был иерей Иоанн, будущий монах Иона, неизменный сопостник и сомолитвенник преподобного Трифона. Очевидно, иеро­ монах Илия, завершив свою миссию «у лопи дикия», по­ заботился о том, чтобы освященные церкви в Коле не стояли «без пения». Так в Коле появился поп Иоанн с матушкой. «Супруга же роди ему дщерь. По рождении же оному непросвященному младенцу прилучися зело бо­ леть, и по общему совету с супругою крестиша ее» '. Так повествует рукопись Печенгского монастыря № 3 и далее добавляет: «и тоя ради вины остави супругу и дщерь в дому и отъиде во обитель святого и бысть ему ученик». На первый взгляд, поступок «попа Иоанна», бросив­ шего жену с ребенком, вызывает полное недоумение и, более того, осуждение. Подобная реакция современного христианина повлекла и архимандрита Никодима на путь «корректуры» соблазнительного, на его взгляд, текста пре­ дания. Отцом Никодимом были дописаны необходимые «горестные подробности»: «Только крестили - дитя умер­ ло. Вскоре умерла и супруга отца Иоанна. Осиротелый отец Иоанн оставил мир, пришел в Печенгскую обитель 1Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Арх., 1902. С. 227. То есть крестил сам родитель, вынужденно, «по-скору», что являет­ ся исключением из правил: «Священник для крещения своих детей приглашает другого... (Ном., 209)» (Булгаков С. В. Настольная кни­ га священно-церковно-служителя (Репринт.). М., 1993. С. 973). 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz