Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

«Новопросвященные лее народы лопарские от усердия свое­ го, от имений своих, приносили серебро и вещи и, яко пред нога­ ми апостольскими, преподобного отца Трифона при ногах по­ лагали. Иные же земли, и озера, и реки, и к морским угодили воды подавали и письменными заветами утверждали». Обратимся к записям голландца Салингена о том, что он слышал от Трифона об этом периоде его жизни: «Мол­ ва о его святой жизни распространилась в других местах, и его стало посещать много народа. Так как они просили его о том, чтобы он построил тут церковь, где можно было бы совершать богослужения, то он выстроил небольшую часовню, куда пригласил черного попа, который служил ему обедню и прочее; и тогда же надел он на себя клобук. После построения часовни его стало посещать еще боль­ ше народу. В общем, к часовне приезжали рыбаки и жер­ твовали рыбу в пользу часовни » 1. О том, что «клобук надел» Трифону иеромонах Илия, - это мы уже знаем. Что же относительно некоего «чер­ ного попа», который «служил ему», то это, очевидно, иеро­ монах Иона. Преподобный Иона неизменно был при Три­ фоне в течение пятидесяти лет и после кончины учителя продолжил служить при его могиле. БЕЛЫЙ ПОП ИОАНН - ЧЕРНЫЙ ПОП ИОНА У архимандрита Никодима (Кононова) в примечаниях к Архангельскому патерику находим: «Первый и единствен­ ный священник в Коле - приходский стал быть 6 декабря 1533 года»2. Очевидно, автор имел какую-то информацию 1Филиппов. С. 303. 2 Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Арх., 1902. С. 224. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz