Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

и сделался любимым учеником преподобного Трифона» \ Хотя на самом деле в этих фантазиях нет никакой необхо­ димости. Просто в те давние времена все то, что требовали чрезвычайно строгие канонические правила Православной Церкви, выполнялось неукоснительно и со страхом Божи- им. В случае с отцом Иоанном имеет место ситуация, ого­ воренная в 53-м Правиле VI Вселенского Собора. Мать ре­ бенка, жена священника, была вынуждена сама стать вос­ приемницей своей дочери, поскольку, как надо понимать, кроме нее, в Коле иных женщин-христианок не оказалось. Откладывать же крещение было нельзя - «младенцу при- лучися зело болети» и была угроза умереть ребенку некре­ щеным. «И по общему совету», отец Иоанн с матушкой приняли эту волю Божию и окрестили дочь. Но неумолимые каноны гласят: «Понеже родство по духу есть важнее союза по телу... да отступят от сего незаконно­ го супружества»2, что и было свято исполнено батюшкой с матушкой. Вот почему и какой «ради вины» поп Иоанн «ос­ тавил супругу и дщерь в дому и отьиде во обитель Святого и бысть ему ученик и от Преподобного навыче искусного мо­ нашества. И потом благословлен иеромонахом»3. Так на­ чал свой долгий, пятидесятилетний путь монастырской жизни иеромонах Иона Печенгский. Путь, завершившийся в 1589 году славным венцом преподобномученика. 1Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Арх„ 1902. С. 158. 2 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никоди­ ма (Милаша) / / VI Вселенского Собора правило 53. Троице-Сергне­ ва Лавра, 1996. Т. 1. С. 538. 3 Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Арх., 1902. С. 227. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz