Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Нельзя недооценивать и влияние доминирующего в это время на Крайнем Севере Соловецкого монастыря. Осенью 1547 года этот монастырь получает у царя Иоан­ на Грозного «Жалованную тарханно-проезжую, несуди- мую и заповедную грамоту» на беспошлинную торговлю, провоз, неподсудность и прочие тому подобные льготы. Конечно же, об этом стало известно и в Свято-Троицком монастыре на Коле. Можно представить себе те неизбеж­ ные вопросы, которые братия стала задавать Феодориту: «Почему им можно, а нам нельзя?» Чем все это закончи­ лось вскоре, мы теперь знаем. Искусившаяся иными «порядками» общежительных «вотчинных» монастырей и изгнавшая своего наставни­ ка, «нестяжателя» Феодорита, кольская братия, неожидан­ но появившаяся в монастыре Трифона в 1549 году, при­ несла с собой и свои неуврачеванные проблемы. Курбс­ кий касается их, когда упоминает, что непосредственным поводом к бунту явилось введение Феодоритом в монас­ тыре правила из устава Зосимы и Савватия Соловецких: «...не токмю женам, а ни скота единого отнюдь женского полу не иметь тамо» \ Кроме того, совершенно очевидно, что кольские мо­ нахи соблазнились теми значительными имениями, ко­ торые за 16 лет существования Трифонова монастыря 1Курбский. С. 333. Таким было «завещание св. Зосимы, который запре­ тил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно сту­ дийскому уставу)» (Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Мос­ ковский. М., 1991. С. 37). «Женщины... вхожи были в стены монасты­ ря, но соблазн греха был распространен вДревней Руси и в еще худшей форме. По-видимому, азиатские нравы татарской неволи очень усили­ ли на Руси противоестественный порок» (Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. С. 406). 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz