Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

были пожертвованы обители «новопросвященными наро­ дами лопарскими». Эти щедрые пожертвования, как мы уже говорили, во многом были обусловлены спецификой «лопарской обители», при которой все дарения оставались опять же у своей, лопарской братии, поскольку «монаше­ ствующие были только из новопросвященных лопарей» \ Другой же наиважнейшей особенностью «монастыря новоначального» явился особый дух христианской люб­ ви, установившийся как в самом монастыре, так и между7 Трифоном и всем лопарским племенем. Это было связа­ но в первую очередь с тем опытом исихазма, который привнес в жизнь лопарской братии Трифон, с благодат­ ной традицией творения непрестанной молитвы Иисусо­ вой и опытом непосредственного Богообщения. Именно здесь сокрыты живые истоки пронесенной через столе­ тия, необъяснимой для многих привязанности лопарей к Трифону и почитания всего, что связано с его именем. Кольские монахи, соблазнившись имениями лопарс­ кой братии Трифоновского монастыря, видимо, полагали легко войти в ее состав. Однако можно предположить, что в этом своем стремлении они наткнулись на активное со­ противление лопарей, не желавших принимать чужаков и делить с ними свои имения. Пришельцы с Колы были не местными. Известно, что Феодорит привел с собой из Рос­ сии на Север строить монастырь, «некоторых других»2. Очевидно и то, что мятежный, «немирный» дух братии, согрешившей против своего духовного отца и окормителя, 1Корольков Н. Ф. 'Грифоно-Печенгский монастырь, основанный прп. Трифоном... СПб., 1908. С. 9 (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Корольков. - Ред). 2Курбский. С. 331. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz