Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

монастырь. Основателем монастыря считается старец Матфей, построивший на этом месте в 1419 году часовню во имя Милостивого Спаса. Этот монастырь находился в Тарногском районе, между двумя реками - Сухоной и Ва­ гой, которые, являясь притоками Северной Двины, в даль­ нейшем вошли в традиционный водный путь, крепко свя­ завший Трифоно-Печенгский монастырь с его подворья­ ми в Вологде и Великом Устюге. Исходя же из времени странствий Трифона вполне могло случиться так, что Преподобный находился здесь именно тогда, когда начались «послесоборные» пресле­ дования в этих северных скитах. Так что не в память ли об этих разоренных заволжских пустынях на реках с на­ званием Печенга вписали Трифон и Феодорит в царскую Жалованную грамоту 1556 года вместо старого названия Печень новое, на вологодский лад переделанное, имя реки на Мурманском берегу - Печенга. ВОСЕМЬ ЛЕТ РАЗДУМИЙ «Феодоритовские» «нечеловеколюбивые мнихи»1, переместив в 1549 году из Колы на Печенгу Троицкий монастырь, принесли с собой в Печенгские края и иной настрой, иной дух монастырской жизни. Упадок духовно­ сти, сытая жизнь «от имений» и забвение «устава отцов- основателей», поразившие к 50-м годам XVI века боль­ шинство монастырей в Подмосковье, действовали разла­ гающе на братию новых северных монастырей2. 1Курбский. С. 342. 2«Ведь по всем монастырям сперва начальники установили крепкое житие, да впоследствии разорили его любострастные» (Письмо Иоанна IV игумену Косьме / / Акты истории. Т. 1. № 204. С. 377). 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz