Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

сопровождались откровенными панегириками царской власти. Отныне, по Иосифу, монарх подобен солнцу, ум его «яко же страшное и всевидящее око Небесного Царя», он «властию подобен есть вышнему Богу»1. Обвинения в «еретичестве» повлекли ответные шаги «кирилло-белозерской корпорации». На защиту доброго имени «заволжского старчества» выступил духовный сын Нила Сорского (t 1508) инок Вассиан (Патрикеев), опуб­ ликовавший Слово на «Списание Иосифово» - первый документ в дальнейшей истории обширной полемики «осифлян» и «нестяжателей». Именно с этого времени имя и авторитет Иосифа Волоцкого надолго стали идео­ логическим прикрытием и удобным аргументом для оп­ равдания отступлений как раз от «иосифовых» строгос­ тей в монашестве и для последующих гонений на непо­ корных «нестяжателей» со стороны «вселукавых мнихов глаголемых осифлянских»2. В нашем исследовании мы не предполагали слишком уклоняться в сторону всестороннего изучения глубинных догматических отличий в позиции «нестяжателей» и «осифлян». Но дабы еще раз обратить внимание на всю серьезность затронутых проблем, все же кратко обозна­ чим эти направления. 1Казаков Н. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движе­ ния на Руси XIV-XVI веков. Приложение. Источники. М.-Л., 1955. С. 518-519. 2 Прп. Максим Исповедник. Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровс­ кий. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. 24. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz