Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

не утвердившиеся еще в подвижничестве, ели калачи и рыбное. Из одежды имели по две всякого рода. При этом все без исключения носили власяницы»1. Кроме того, «во­ локоламский инок должен был «на море, или на пути, или в дому, или ходя, или сидя, или спя», но прочитать за день 1900 Иисусовых молитв»2. Пристальные поиски отличий и противопоставление авторитетов великих старцев, преподобных Иосифа и Нила, начались позже, уже по их кончине, когда потребо­ валось «идеологическое обоснование» вотчинным и иму­ щественным притязаниям, а вслед за этим и непомерным мирским попечениям, захватившим отдельные монасты­ ри. Правда, историческая объективность вынуждает нас признать, что сам Иосиф дал повод для того, чтобы эти монастыри, отстаивая свою правоту, ссылались на его имя, называя себя «осифлянскими». Речь идет о том, что незадолго до своей кончины Иосиф Волоцкий осуществил решительный поворот в сторону тесного союза с великокняжеской властью, а вско­ ре за этим предпринял демонстративный шаг, идущий вразрез с устоявшимся «мирным существованием» двух направлений в монашестве. Речь идет о его «челобитьях 1511 года» царю Василию III на новоявленных кирилло- белозерских еретиков3, обвинительные тексты которых 1Диакон Матфий Кудрявцев. История православного монашества в Северо-Восточной Руси. М., 1881. С. 218. 2ГИМ, рукописный фонд, собрание Щукина II. И.. № 212, 1674. 3См.: Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI века. М., 2002. С. 277; Послания Иосифа Волоцкого / Подготовили Зимин А. А. и Лурье Я. С. М.-Л.. 1959. ('. 228. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz