Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

ВИ ЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО Сохранилось довольно много исторических материа­ лов. весьма подробно освешаюших противостояние «осифлян» и «нестяжателен». По большей части, в этих рассуждениях наиболее обстоятельно разбирается лишь, так сказать, осязаемая, «мирская» сторона этих споров: отношение к монашеским обетам, имениям, селам, к ере­ тикам... Затрагивание этих болезненных вопросов, под­ час задевающих за живое реальных оппонентов, со вре­ менем придало этим спорам особую остроту, а в дальней­ шем побудило задуматься и об изначальной природе этого противостояния. На сегодняшний день богословский анализ этой про­ блемы позволяет сделать вывод о том, что в своей осно­ ве, в глубине существа затронутых вопросов, это проти­ воборство и разделение затронуло самые начала, самые пределы христианской жизни и спасительного делания. «Столкнулись два религиозных замысла, два религиоз­ ных идеала» К Иосиф Волоцкий и его искренние последователи свя­ то поверили в свою правду о исторически обоснованной необходимости тесного союза Церкви и Государства в ве­ ликом деле общего служения Господу. И Церковь добро­ вольно поступилась своей онтологической «неотмирнос- тью» во имя воплощения в жизнь высокой идеи «Москва - Третий Рим» и византийского опыта «согласия» Церкви и Государства. Следует однако подчеркнуть, что «по Иоси­ фу» царь сам находится под Законом Божьим и власть его 1Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Па­ риж, 1988. С. 17. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz