Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

архимандрита 1. Это произошло в начале 1551 года2. В это время « премудрый Артемий » имел наибольшее духовное влияние на Иоанна Грозного3. Надо сказать, что пребывание на должности игумена Троице-Сергиева монастыря старец Артемий сумел выдер­ жать недолго, быстро осознав всю пагубу душевную от жизни в «стяжательном» монастыре того времени4. В отличие от Артемия, Феодорит проявил больше стойкости и любви к насельникам вверенного ему мо­ настыря, хотя и столкнулся там с немалым упадком и нестроением в монастырской жизни. « Обрел там зело необузданных монахов, своевольно не по уставам и святым правилам живущих » (то есть с ситуацией, хорошо знако­ мой ему по Кольскому монастырю). И так же, как и на Коле, последовательная строгость Феодорита вызвала активное сопротивление со стороны монахов. Ситуация осложнилась и тем, что не найдено 1«Спасо-Евфимиев, в Суздале. Архимандриты: Феодорит Пустынник 1551-1554 гг.» (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монасты­ рей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 664). 2Гладкий А. И. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (житие Феодорита) / / ТОДРЛ. М., 1981. Т. 36. С. 240. 3«Старец Артемий писал Ивану Грозному, что “святии отцы уставляют жити, яже по Великому Василию”, и советовал монарху изучать “со прилежанием всяким просветительную книгу Василия Великого”» (Калугин. С. 199). 4 Священник Симеон свидетельствует: «Пробыл на игуменстве он [Артемий], и видит, что душе не в пользу игуменство, и того ради игуменство оставил, хочет себе внимать, чтобы от Бога не погиб­ нуть душою и Христовы заповеди совершити и евангельския и апо­ стольские и от своих рук питатися. Пищею и одеждою доводится» (Цит. по: Карташов. Т. 1. С. 511). 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz