Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

было понимания с епископом Суздальским и Тарусским Афанасием (князем Палецким)1. По словам Курбского2, епископ Афанасий был подвержен сребролюбию и пьян­ ству. Феодорит же « от рождения своего чист и непорочен; к тому же трезвость во все дни живота своего храняще», испытывал явное давление со стороны владыки Афана­ сия. Хотя следует признать, что истоки этого конфликта появились значительно раньше. Владыка Афанасий до сво­ его рукоположения во епископы был игуменом Кирилло- Белозерского монастыря (с 1537 года по 1551 год)3. Как раз в этот период Феодорит и встречался с Артемием и иными «заволжцами», подвизаясь в пустынях этого мо­ настыря. Именно старцы этих многочисленных пустыней, поддерживая устав Нила Сорского, противостояли упад­ ку монашеского духа в самом монастыре, возглавляемом игуменом Афанасием4. И когда в 1551 году, став уже епископом, владыка Афа­ насий и Феодорит одновременно появились в Суздальской епархии, прежнее противостояние переросло в новый кон­ фликт. Конфликт настолько принципиальный, что не пред­ полагал перспективы его преодоления и примирения. 1Так по спискам иерархов П. М. Строева, но есть сомнения. Об этом см.: Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло- Белозерском монастыре / / Христианское чтение. СПб., 1900. С. 271, где фамилия Афанасия - Полоцкий. 2С этого периода и до 1564 года Курбский пишет свое произведе­ ние уже как очевидец данных событий. «Курбский бежал в Лит­ ву в апреле 1564 года» (Соловьев С. М. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1997. Т. 1. С. 567). 3 Архим. Иаков. Летопись событий Кирилло-Белозерского монас­ тыря / / К свету. 1996. № 15. 4Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 74. ИЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz