Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

В ВОДОВОРОТЕ МИРА Ну да вернемся вновь к изгнаннику и страстотерпцу1 Феодориту, укрывшемуся от мести бесовской в другом ос­ нованном им монастыре «в Кандалошской губе, на усть реки Нивы, над морем на наволоке». Здесь Феодорит пре­ бывал до 1551 года. В этом году давний друг Феодорита по пустыни в Бело- зерье старецАртемий, стойкий «нестяжатель» и подвижник высокой духовности, был призван царем Иоанном Грозным из Комельского Введенского монастыря, где с 1548 года он был на игуменстве, и царским повелением поставлен во игумены Троице-Сергиевой обители2.Мы уже касались того обстоятельства, что высшая государственная и церковная власть на Руси, видя духовное неблагополучие, охватившее монастыри, пыталась исправить положение, привлекая к руководству обителями старцев - «нестяжателей». Эта по­ литика также совпадала с планами Иоанна Грозного при подготовке Стоглавого Собора, на котором он предполагал, опираясь на теорию «нестяжательства», произвести секуля­ ризацию монастырских земель3. Такова была причина избрания игумена Артемия. Эти же планы побудили Грозного призвать и Феодорита в Москву, поставив его начальствовать в крупном Спасо- Евфимиевом монастыре в Суздале с возведением в сан 1«Страстотерпцы» - те, которые претерпели страдания во имя Гос­ пода по коварству и клевете ближних своих - единоверцев» (Сло­ варь. С. 671). 2См. об этом: Карташов. С. 510-511; Костомаров Н. И. Русская исто­ рия. Ростов, 1997. Т. 1. С. 440. 3См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. JI., 1988. Ч. 1. С. 71. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz