Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский человеческих и боготворящие гадов и ночных не­ топырей [летучих мышей. - Е. М .] и иных пол­ зающих ж и вот ны хи едящие все нечистое и скверное». Действительно, во времена Трифона в ве­ рованиях лопарей имело место особое отно­ шение к змеям. Считалось, что змеи имеют свою единую «цивилизацию», собираются на «суды», выносят приговоры, в том числе и лю­ дям. Однако об особом поклонении змеям и летучим мышам таковых сообщений у иссле­ дователей не находим1. Таким образом, характеристика лопарских верований достаточно поверхностна и верна лишь в одном - «почитаху бесов». Главный же культ лопарей - поклонение камням (сейдам) - не упомянут, равно как и особо уважительное, почтительное отношение к медведю. Автор жития использовал известную стан­ дартную средневековую формулу: «Яко зве- рие дикие». Например, в знаменитом соловецком рукописном сборнике «Сад спасения» читаем: « ... быша сии родове лопари яко зверие дикие»2. § 5. Трифон и Феодорит - начало проповеди Первые контакты Митрофана с лопарями, согласно житию, строи­ лись на взаимных интересах, предложениях обмена чего-либо на что- либо. Как сообщает житие, не более чем к «беседам о куплях». Из лопар­ ского предания известно, что первое время своего пустынножительства преподобный занимался рыболовством3. И этот период совместного мирного проживания с местным населением, изучения нравов, быта и языка был совершенно необходим. Словарный же запас элементарных 1 Об этом см.: ХарузинН.Н. Русские лопари. С. 206. 2 Сад спасения. Рукопись Соловецкого монастыря / / Книжное собрание Мурманского об­ ластного краеведческого музея. №308. С. 91. 1 ХарузинН.Н. Русские лопари. С. 38. «Живущие в нечестии и в самом поганском идолобесии, яко звери дикие, почитающие бесов, боготворящие гадов и иных ползающих животных, и едящие все нечистое и скверное» (житие преподобного Трифона). Рис. из книги: О. Magnus. Historia de gentibus... 1555 (деталь) 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz