Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Лапландия. Рис. V. Raineri из книги: Dottore Giulio Ferrario. II costume antico e modemo, о storia del governo, della milizia, della religione, delle arti, scienze ed usanze di tutti i popoli antichi e moderni. Milano, 1826. P. 43. С любезного разрешения Амвросианской библиотеки г. Милана понятий Митрофан все же, видимо, имел, поскольку предыдущая его жизнь и деятельность так или иначе была связана с Лапландией. Говорить о вере, проповедовать Евангелие Митрофан пока что было не мог по причине духовной незрелости. И, конечно же, для этого ему нужно владеть лопарским языком. Он же был, по собственному призна­ нию, «невежда... и малокнижен». В этой связи нам открывается тот особый Промысл Божий о Митро­ фане как о будущем Трифоне в знаковом событии его жизни - встрече с духовным наставником и учителем. Встреча Митрофана со святым подвижником, книжником, богосло­ вом и духоносным старцем Феодоритом Кольским состоялась около 1519 года. При всей очевидной внешней несхожести этих двух подвиж­ ников, двух величественных фигур и самобытных характеров, ими был явлен удивительный союз единомышленников, верных соработников в великом деле просвещения Земель Северных, оглашения племени ло­ парского. И, несомненно, правдивы воспоминания Феодорита об этой встрече, записанные Л.М. Курбским: «Вселяется [Феодорит] в тех лес­ ных пустынях непроходимых1. По нескольких месяцах встречает там од­ ного старца, пустынника - помнится, Митрофан было имя ему - пришед­ шего в эту пустыню пред ним, где-то лет за пять. И пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне той Богом хранимы»2. «Вкупе» в переводе с церковнославянского означает не только «вместе», но и «заодно». 1 Нас не должно смущатьупоминаниеА. Курбским «непроходимыхлесов» на Кольском Севере в XVI веке: в то время здесь воистину находилось царство дикой природы, с мощным, высоким лесом. «Березы достигают громадной величины и очень красивы, много кустарников, особенно смородины черной и красной» (Шеффер И. Ааппония. 1674 г.//Ж ивая Арктика. Апатиты, 1999. №3-4. С. 38). 1 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 332. Старец - пожилой монах, от тельник (устар.). Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 762. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz