Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII мятущиеся, яко пьяные, клопоты [шум] воздвигающе, да устрашат мужа; и разгневавшеся свирепые во образах диких зверей множество тому представивша, стремлением свою ярость показуют, зубы убо стрегчуще и ярящиеся нань нападати, разтерзати того хотяще»1. Но при этом неиз­ менно являлась помощь от Господа в виде благолепных старцев (обычно почивших подвижников этих мест) либо светозарных юношей, которые исцеляли и ободряли претерпевшего. Случалось, что освоить Крайний Север пытались обычные поселен­ цы, но без молитвы и помощи Божьей это кончалось трагическим стол­ кновением с миром бесовским. Историк Козьма Молчанов в 1813 году писал, что, по свидетельствам старожилов мезенцев, на Новой Земле в старые времена существовала колония новгородцев рода Строгановых и что все они вымерли, изведенные страшными существами: « ... шарши- тами - людьми с железными ногами и железными зубами. И это страшное их видение может быть смертоносно». Подробности эти оставили в предсмертных записях последние поселенцы, а также об этом свиде­ тельствуют надписи на многочисленных могильных крестах2. Сам же Трифон об этих тяжелых столкновениях с нечистой силой в своем рассказе Симону ван Салингену не упоминает, учитывая мало­ верие собеседника. Трифон сообщает ему лишь сухие факты о том, что для своего уединения «он в одном месте, вверх от Монкенфорта (Monkenfort - форт монахов) построил небольшую келью, взял с собой иконы, перед которыми молился Богу, прожил там значительное время, вовсе не видя людей, не ел ничего, кроме рыбы, которую сам ловил, коре­ ньев и ягод, которые собирал в лесу»3. «Прожил значительное время, вовсе не видя людей», - записал Салин- ген слова Трифона. То есть, мы видим, что Трифон пришел в эти края не «проповедиради» и до встречи с Феодоритом, произошедшей спустя пять лет, «народ лопарский» как объект миссионерства его не интересовал. Житие Трифона довольно образно описывает духовно-нравственное устройство жителей Лапландии: «Живущие в нечестии и в самом поган- ском идолобесии, яко звери дикие, почитающие бесов, кланяющиеся делу рук 1 Памятники древлерусской духовной письменности: Жития преподобных Зосимы и Савва- тия Соловецких и похвальные слова в память их / / Православный собеседник. КазаньД859. Кн. II. С. 215. 2 Молчанов К. Описание Архангельской губернии. С. 217. 3 ФилипповА.М. Русские в Лапландии. С. 302. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz