Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Малые народы Крайнего Севера и их христианизация Биармиец в пути. Рисунок из книги «История Северных народов». Olaus Magnus, Gothus. Historia de gentibus septentrionalibus / Olaus Magnus. Romae, 1555 скольку «этот один народ различно назывался их соседями с запада и востока»1. В начале XII века летописи упоминают народ чудь в связи с отказом платить дань Новгороду. Тогда князь Мстислав, сын Мономаха, принуж­ ден был ходить на нее походом и усмирять непокорный народ. Но эта си­ туация имела место и в дальнейшем. Чудь никогда так и не стала надеж­ ным союзником Руси, неизменно выступая на стороне ее врагов, таких как емь, водь, литва, немцы и шведы. Равным образом народ чудь не спо­ добился христианского просвещения и, теснимый Новгородом, особен­ но во время Полярного похода благоверного князя Александра Яросла- вича, окончательно сошел с исторической арены. Устойчивые воспоминания об этом народе сохранились в многочис­ ленных местных преданиях и сказаниях аборигенов северного края, и «концентрируются они на территории Северной Норвегии и россий­ ского Кольского полуострова»2. Эти воспоминания носят сугубо отри­ цательный оттенок. «Предания о чуди Северной Норвегии могут быть сведены к выражению “они источали зло”» 3. Лопари запомнили их как 1 Бубрих Д. В. Происхождение карельского народа. Повесть о союзнике и друге русского народа на Севере. Петрозаводск, 1947. С. 6. 2 Дранникова HJB., Ларсен В Репрезентация чуди в норвежском и русском фольклоре / / Живая старина. 2006. № 2. С. 21. 3 Larsen A.S., Larsen R. Hodelose menn og ihjelfrosne haikere: levende sagntradisjon fra Nord- Norge. Tromso, Eureka forlag. 2002. P. 30. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz