Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел IV жестоких угнетателей и приводят многочисленные случаи кровавых ра­ зорений лопарских поселений, а также историй отмщения, когда отряды чуди гибли от колдовского искусства лопарей. 0 том, что еще в глубокой древности народ весь, упоминаемый Саксо­ ном Грамматиком как «висины» (visinnus), был связан с Крайним Севе­ ром, ясно свидетельствовал в 921 году знаменитый арабский путеше­ ственник и писатель Ахмед ибн Фадлан: «Н а расстоянии трех месяцев пути есть народ, называемый “вису”. Ночь у них летом длится менее часа... Когда бывает зима, то ночь по длине делается такой же, как летний день, а день таким же коротким, как ночь... » х. Обратим внимание, что, согласно этому свидетельству, народ вису живет там, где «ночь длится ме­ нее часа», то есть речь идет не о самом дальнем Севере, не о побережье Северного Ледовитого океана, где солнце летом не заходит вовсе, а имен­ но о широтах Терского берега за рекой Варзугой, где норвежец Оттар практически в то же время обнаружил и описал поселения биармийцев. Сохранились описание народа вису и в более позднее время, в 1130-е годы: «Я видел группу их в Булгаре [Волжская Булгария в это время рас­ полагалась на Средней Волге. - Е. М .] - они пришли во время зимы: кожа красноватого цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в та­ кой холод они носят льняные одежды. На некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. Они пьют ячменный напиток, кислый, как уксус [квас - готовят на основе бро­ жения из муки и ячменного солода. - Е. М.], он подходит им из-за горяч­ ности их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед»2. Предания свидетельствуют, что история великого народа чудь закон­ чилась войной с русскими, в результате чего и был он истреблен. В раз­ ных местах показывают высокие чудские могилы, где якобы лежали гру­ дами тела павших в этой борьбе. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники древности наиболее часто упоминали древних веп­ сов, или весь, под именем чудь. В XIX веке историки полагали, что народ­ 1 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С. 135. (Далее: Ковалевский. Книга Ахмеда ибн-Фадлана). 2 Путешествие АбуХамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Под ред. О.Г. Большакова иА.Л. Монгайта. М , 1971. С. 32. Объяснение весьма странное. Но известно, что мясо бобра употреблялось лопарями, которые считали его самым изысканным угощением. Эта еда считалась «языческой». Согласно «Вопрошению Кирика» (1152 г.), новгородцев осуждали за то, что все еще едят «вевенчину» (беличье мясо). 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz