Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

ГЛАВА ПЕРВАЯ МАЛЫЕ НАРОДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА И ИХ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ § 1. Чудь или в е с ь -ж и т е л и легендарной Биармии К ак мы упоминали, история северных русских земель неразрывно связана с народностью чудь, однако каких-либо сведений о целе­ направленной политике по просвещению этого народа в летописях не от­ мечено. Впервые название племени активно упоминается в «Повести вре- менныхлет» особенно как «чудь заволочская». Народ чудь исторически позиционировался с одной стороны как прибалтийско-финское населе­ ние нынешней Эстонии, которое «приседит» к «морю Варяжскому», с другой стороны - и как особый народ на северо-востоке Европы. Во втором случае речь идет о некоем финно-угорском народе, имену­ емом вепсами (vepsa), по-русски «весью», живущем в «Заволочье», то есть за «волоками» [участки суши между двумя водными бассейнами, че­ рез который перетаскивали суда. - Е. М.], связывавшими Онежское озе­ ро с озером Белым и рекой Шексной1. Заволочьем называлась террито­ рия бассейнов северных рек, ведущих в Белое море. Отдельные группы вепсов, проживавших изначально здесь и на Двинском побережье Белого моря, впоследствии распространились на берега Кольского полуострова, где получили название биармы. «Бьярмийцы были известны на Руси под названием заволочской чуди и являлись ответвлением древних вепсов (веси)»2. Надо признать, что существовали определенные трудности с историческим и географическим позиционированием этого народа, по- 1 Волок, от слова «волочить» (тащить), - удобное место для перетаскивания судов из одной водной артерии в другую для продолжения пути. 2 Пименов В.В. Вепсы. М .-Л , 1965. С. 167.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz