Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.
216 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой В. П. Манухин Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? Проблемы никогда нельзя решать с тем же образом мыслей, который их породил. А. Эйнштейн В предыдущем номере нашего журнала «Наука и образование»(№ 10) рядом авторов (В. В. Драниш- ников, И. А. Синкевич, Б. А. Сосновский, В.Э. Чер- ник) высказаны интересные суждения об учителе современной школы, практике подготовки педагогов в ВУЗах. В средствах массовой информации актив но ставится вопрос о настоятельной необходимости дать детям нового педагога для «Нашей новой шко лы». В связи с этим насущным становится поиск от вета на такие вопросы: каким должен быть учитель новой школы, в чем он должен отличаться от педа гога, работающего в школе сегодня, что необходимо изменить в подготовке его в ВУЗах? Для начала обсуждения этих насущных вопросов сегодняшнего дня предлагаю читателям свой взгляд на отдельные проблемы, возникшие в процессе мо дернизации образовательной сферы, и пути их ре шения. Не претендуя на новизну и оригинальность, считаю важным сверить взгляды всех участников образовательного процесса, уточнить свои позиции в деятельности общественных и государственных организаций по развитию образовательной сферы. В своих рассуждениях об особенностях компе тентности учителя будущей школы я учитываю по зитивные изменения в положении учителя, происхо дящие в настоящее время, и обсуждаемые перемены в процессе модернизации образовательной сферы. Актуальность поднимаемых вопросов обусловлена ситуацией, которая складывается в связи с реализа цией инициативы Президента «Наша новая школа». Во-первых, сегодня в обществе, государстве сре ди ученых, педагогов нет единства во взглядах на сущность и смысл современной педагогической дея тельности, на основные функции педагогов, на цели, содержание и технологии обучения. Во-вторых, к сожалению, в политике в области образования органы управления всех уровней опи раются скорее на эмоции, корпоративные интересы, на теоретические положения прошлого, которые во многом сформированы еще учеными для прошлой системы образования, и не всегда учитываются реа лии нынешней эпохи, возможности и условия дея тельности учителя, которые часто бывают иррацио нальны. В-третьих, система подготовки педагогических кадров в нашей стране не соответствует требовани ям развивающейся системы образования и нуждает ся в модернизации. В-четвертых, необходима эффективная система непрерывного педагогического профессионального образования работающих в системе образования. Пе дагогическое образование не завершается после по лучения диплома в педколледже, институте, педагог продолжает расширять свои знания, совершенство вать умения и навыки общения с обучающимися, построения педагогического процесса и т.д. Рост профессионализма и развития личностных качеств педагога продолжается все время его работы, и кон ца этому процессу нет. В-пятых, единственным фактором, определяю щим качество образования, является квалификация педагога, его личность. Никакие супертехнологии не могут заменить пе дагога. Таковы незыблимые законы социализации: человек может стать Человеком только при посред стве другого Человека. Учитель входит в жизнь ребенка, когда тому для освоения культуры особенно необходим «По средник». В определенный период жизни человеку нужен наставник, без которого мир предметов и тек стов культуры останется немым и бессмысленным. Современный учитель выполняет не только посред ническую, но и наставническую функции. Он должен не только знать, но и быть убежден ным в том, что воспитание шире, чем образование. Обучение и воспитание различаются как значение и смысл в психологии. Понятие значения можно объ яснить и представить, «доказать». Оно универсально для всех, стандартизировано. Смысл субъективен, Д. Монтень говорит, что он порождается не значе нием, а жизнью. Поэтому для педагога главное — организовать жизнь ребенка. В-шестых, вопрос о педагоге, об учителе и вос питателе, является ключевым для реализации всех проводимых преобразований. Школу делает учитель. Замечательный русский педагог М. М. Рубинштейн прозорливо писал еще в 1927 году: «Новая школа — это прежде всего новый педагог... Это положение представляется правильным даже тогда, когда ши рокая жизнь с ее объективными условиями еще не создана для новых форм... В наше время великого устремления к новым формам жизни нужно особен ное внимание обратить на школу и в ней на учите ля... Проблема учителя —первая и важнейшая про блема всей педагогики, всей постановки народного образования, всей системы народного просвещения, всей судьбы народной культуры: с нее нужно на чинать и ею нужно кончать. Учитель —это первое» [7]. В докладе Государственному совету РФ 21 мар та 2006 г. «О развитии образования в РФ» на фоне утверждений о том, что «инновационное развитие педагогического образования должно стать опере жающим по отношению к развитию школы», что «реформа педагогического образования должна была
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz