Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.

216 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой В. П. Манухин Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? Проблемы никогда нельзя решать с тем же образом мыслей, который их породил. А. Эйнштейн В предыдущем номере нашего журнала «Наука и образование»(№ 10) рядом авторов (В. В. Драниш- ников, И. А. Синкевич, Б. А. Сосновский, В.Э. Чер- ник) высказаны интересные суждения об учителе современной школы, практике подготовки педагогов в ВУЗах. В средствах массовой информации актив­ но ставится вопрос о настоятельной необходимости дать детям нового педагога для «Нашей новой шко­ лы». В связи с этим насущным становится поиск от­ вета на такие вопросы: каким должен быть учитель новой школы, в чем он должен отличаться от педа­ гога, работающего в школе сегодня, что необходимо изменить в подготовке его в ВУЗах? Для начала обсуждения этих насущных вопросов сегодняшнего дня предлагаю читателям свой взгляд на отдельные проблемы, возникшие в процессе мо­ дернизации образовательной сферы, и пути их ре­ шения. Не претендуя на новизну и оригинальность, считаю важным сверить взгляды всех участников образовательного процесса, уточнить свои позиции в деятельности общественных и государственных организаций по развитию образовательной сферы. В своих рассуждениях об особенностях компе­ тентности учителя будущей школы я учитываю по­ зитивные изменения в положении учителя, происхо­ дящие в настоящее время, и обсуждаемые перемены в процессе модернизации образовательной сферы. Актуальность поднимаемых вопросов обусловлена ситуацией, которая складывается в связи с реализа­ цией инициативы Президента «Наша новая школа». Во-первых, сегодня в обществе, государстве сре­ ди ученых, педагогов нет единства во взглядах на сущность и смысл современной педагогической дея­ тельности, на основные функции педагогов, на цели, содержание и технологии обучения. Во-вторых, к сожалению, в политике в области образования органы управления всех уровней опи­ раются скорее на эмоции, корпоративные интересы, на теоретические положения прошлого, которые во многом сформированы еще учеными для прошлой системы образования, и не всегда учитываются реа­ лии нынешней эпохи, возможности и условия дея­ тельности учителя, которые часто бывают иррацио­ нальны. В-третьих, система подготовки педагогических кадров в нашей стране не соответствует требовани­ ям развивающейся системы образования и нуждает­ ся в модернизации. В-четвертых, необходима эффективная система непрерывного педагогического профессионального образования работающих в системе образования. Пе­ дагогическое образование не завершается после по­ лучения диплома в педколледже, институте, педагог продолжает расширять свои знания, совершенство­ вать умения и навыки общения с обучающимися, построения педагогического процесса и т.д. Рост профессионализма и развития личностных качеств педагога продолжается все время его работы, и кон­ ца этому процессу нет. В-пятых, единственным фактором, определяю­ щим качество образования, является квалификация педагога, его личность. Никакие супертехнологии не могут заменить пе­ дагога. Таковы незыблимые законы социализации: человек может стать Человеком только при посред­ стве другого Человека. Учитель входит в жизнь ребенка, когда тому для освоения культуры особенно необходим «По­ средник». В определенный период жизни человеку нужен наставник, без которого мир предметов и тек­ стов культуры останется немым и бессмысленным. Современный учитель выполняет не только посред­ ническую, но и наставническую функции. Он должен не только знать, но и быть убежден­ ным в том, что воспитание шире, чем образование. Обучение и воспитание различаются как значение и смысл в психологии. Понятие значения можно объ­ яснить и представить, «доказать». Оно универсально для всех, стандартизировано. Смысл субъективен, Д. Монтень говорит, что он порождается не значе­ нием, а жизнью. Поэтому для педагога главное — организовать жизнь ребенка. В-шестых, вопрос о педагоге, об учителе и вос­ питателе, является ключевым для реализации всех проводимых преобразований. Школу делает учитель. Замечательный русский педагог М. М. Рубинштейн прозорливо писал еще в 1927 году: «Новая школа — это прежде всего новый педагог... Это положение представляется правильным даже тогда, когда ши­ рокая жизнь с ее объективными условиями еще не создана для новых форм... В наше время великого устремления к новым формам жизни нужно особен­ ное внимание обратить на школу и в ней на учите­ ля... Проблема учителя —первая и важнейшая про­ блема всей педагогики, всей постановки народного образования, всей системы народного просвещения, всей судьбы народной культуры: с нее нужно на­ чинать и ею нужно кончать. Учитель —это первое» [7]. В докладе Государственному совету РФ 21 мар­ та 2006 г. «О развитии образования в РФ» на фоне утверждений о том, что «инновационное развитие педагогического образования должно стать опере­ жающим по отношению к развитию школы», что «реформа педагогического образования должна была

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz