Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.

В. П. Манухин Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? 217 стать опережающей по отношению к реформирова­ нию школы», подчеркивается: «однако она (реформа педагогического образования) по существу, не со­ стоялась. И педагогические ВУЗы в массе своей до сих пор продолжают воспроизводить вчерашнего учителя для завтрашней школы». Хотя система образования за последние годы су­ щественно реформирована, саму учительскую про­ фессию эти изменения касались мало. Реформы в структуре образования были важными, но непо­ средственную сердцевину деятельности профессии учителя, то есть общения ее с учеником они не ме­ няли. Борьба за улучшение условий и оплаты труда нужна, и она происходит, но ожидать, что это само по себе приведет к улучшению качества образова­ ния, бесполезно. Реализуемые в настоящее время изменения явля­ ются необходимыми, но они не затрагивают процес­ са преподавания, а поэтому не отражаются на его качестве. Удовлетворенный учитель и неэффективно работающий не одно и то же. Улучшение условий труда, к которым следует отнести и увеличение чис­ ла компьютеров и уменьшение наполняемости клас­ сов, автоматически не влечет за собой повышение эффективности работы учителя. Условия труда, объясняет Ф. Герцбергерт, отно­ сятся к так называемым «гигиеническим» факторам и являются временными мотиваторами. Если они улучшаются, то ничего особенного не происходит, так и должно быть. Возможно, на короткое время интенсивность труда возрастает, а затем возвраща­ ется к старому, люди привыкают. А если улучшение условий (например, оплаты труда) замедляется или уменьшается, отношение к труду ухудшается. Например, персональные компьютеры, учебное телевидение, интерактивные доски, проекторы, без­ условно, сделали труд педагога более разнообраз­ ным. Появились новые формы наглядности. Повли­ яло ли это на результаты обучения? Пожалуй, нет. Во всяком случае, не пропорционально стоимости вложений. Так, программа информатизации идет не первый год, но никто не проверял, изменились ли от этого результаты обучения, лучше ли стали выпол­ нять контрольные работы, сдавать экзамены наши школьники. Кто из педагогов хорошо учил и раньше, продолжает это делать с помощью высоких техно­ логий, кто учил не очень хорошо, то же продолжает делать при наличии тех же технологий. Бури перемен происходили на поверхности, не вызывая никаких потрясений в глубине учебно- воспитательного процесса. Структурные и другие реформы, которые мы именуем модернизацией и называем сегодня инно­ вациями, мало влияют на происходящие в классной комнате сколько-нибудь заметные изменения. Урок как происходил много лет назад, так он в основном и происходит. Реформы не касались про­ фессиональной деятельности педагога. Между тем, вывод ученых-исследователей однозначен и прост: невозможно улучшать результаты обучения, не вме­ шиваясь в процесс преподавания. Единственный параметр, который определяет успех детей и от которого зависит качество образова­ ния, —это качество взаимодействия учителя и учени­ ка на уроке, определяемое квалификацией педагога. Современному российскому учителю в его про­ фессиональной деятельности не хватает стратегиче­ ского понимания перспектив развития школы, об­ щества и государства... Большинство выпускников педагогических ВУЗов хорошо владеют методикой преподавания предмета, но слабо ориентируются в новых образовательных проектах и междисци­ плинарных исследованиях и дисциплинах, плохо адаптируются к изменившимся условиям образова­ тельной среды и требованиям научного прогресса [4]. Большинство выпускников педвузов не испы­ тывают интереса и потребности работать в школе. Слаба мотивация выбора будущей профессии в шко­ ле, также невысокий социальный статус и престиж профессии педагога приводит к тому, что менее 15 % выпускников российских ВУЗов приходят в школу [2]. К. Ушаков, доктор педагогических наук, профес­ сор Академии повышения квалификации и профес­ сиональной переподготовки работников образования пишет, что «одна из ведущих международных кон­ салтинговых компаний проанализировала наиболее успешные образовательные системы нашей планеты. Полученные данные убедительно опровергают бы­ тующее в педагогическом сообществе мнение о спо­ собах достижения успеха в образовании. Во-первых, не обнаружено сколько-нибудь за­ метной связи между стоимостью обучения одного ребенка в школе, между количеством детей в классе и качеством (результатами) обучения. Во-вторых, установлено, что единственный пара­ метр, который определяет успехи школьников и от которого зависит качество образования, —это уро­ вень взаимодействия учителя и ученика на уроке, что, в свой черед, зависит от квалификации педаго­ га. Отсюда следует важный вывод:образовательная система не может быть лучше учителей, которые ее составляют, и потому главная задача школьного директора —обучение персонала. Результаты это­ го исследования, по мнению автора, имеют важное значение для нашего российского образования» (9, с. 5). Исследование опыта других стран показывает, что позитивные результаты учебно-воспитательного процесса определяются не столько образовательны­ ми стандартами, учебными планами, программами и учебниками, оснащенностью учебных занятий тех­ ническими средствами, сколько педагогом, уровнем его общей и профессиональной культуры, готов­ ностью эффективно работать в эпоху глобальных социально-экономических перемен. Среди причин неготовности педагогического кор­ пуса России к достижению высокого качества обра­ зования в сегодняшней школе выделяют наиболее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz