Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

шать доставке военных грузов из Европы в Архангельск и Апексан- дровск. Весной 1915 года немцы расставили мины на пути движения судов у Восточного Мурмана и в Горле Белого моря. На них подорва­ лись несколько иностранных и русских пароходов. Летом немецкое командование послало в этот район вспомогательный крейсер “Метеор”. Недалеко от берегов Северной Норвегии действовали еще два немецких крейсера - “Берлин” и “Гросер Кюрфюрст”. Царское правительство вынуждено было принимать более дей­ ственные меры для охраны Русского Севера. Подыскивались суда, которые занимались бы тралением и обезвреживанием плавучих мин. Было принято решение о переброске в северные воды военных ко­ раблей с Тихого океана. 15 декабря 1915 года в воды Ледовитого океана пришел минный заградитель “Уссури”. А вспомогательный крей­ сер “Колгуев”стал нести там дозорную службу. По просьбе русского правительства английское адмиралтейство прислало на Мурман броненосец “Альберналь”, крейсер “Ифигения”, базы “Эрнестон” и “Санинендайль”, а также 15 тральщиков. Часть этих кораблей стояла на рейде у Семеновых островов. В марте 1916 года Россия выкупила у Японии за 15 млн. рублей золотом свои боевые корабли, потерянные в период русско-японской войны. Это были “Полтава”, “Пересвет”и легендарный “Варяг”. Корабли направили на Русский Север. Наличие в Кольском заливе значительных военно-морских сил требовало создания на Мурмане береговой базы, способной принять и снабдить эти силы всем необходимым. Нужны были базы и в других местах побережья. 11 марта 1916 года Совет Министров России одобрил проект строительства одной базы в Кольском заливе и другой - в Иоканге, ас­ сигновав на это в виде аванса 1,8 млн. рублей. Для сооружения Кольской военно-морской базы был отведен участок берега к югу от Мурманского торгового порта (ныне это терри­ тория рыбного порта). Строительство береговых объектов предполагалось вести уско­ ренными темпами, с помощью большого числа (до 3500 человек) рабо­ чих. Завершить работы (“без чистой отделки”зданий) предполагалось к концу 1916 года. Однако ведущая строительство базы организация - “Мурман- стройка” - не имела для этого ни достаточных материально-техни­ ческих средств, ни резерва рабочей силы. План работ систематически не выполнялся. Поэтому правительство вынуждено было принять ре­ шение - создать специальное управление по постройке военных баз на 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz