Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

Чтобы представить, сколько добра нужно было закупить и доста­ вить в Кольский залив, приведу только две цифры. На каждый кило­ метр пути требовалось полторы тысячи шпал. А на один погонный метр использовалось 23 фунта (около 10 кг) рельсов. Платформы и паровозы собирали по прибытии на Мурман и тут же отправляли на линию. Сплошная прокладка рельсов пришлась на зиму 1915-1916 годов. Строители железной дороги работали при факелах, при свете костров, при 20-30-градусных морозах. А их все торопили и торопили. И тому была весомая причина. Все прекрасно понимали, что без Мурманской железной дороги дело снабжения русской армии выправить нельзя. И строительство форсировали как могли. 260-верстный путь от Кольского залива до Кандалакши был уло­ жен меньше чем за год: 23 апреля 1916 года по данному участку от­ крылось движение. А строительство продолжалось. В. А. Хабаров в своей книге о Мурманской железной дороге писал, что в среднем для устройства одной версты земляного полотна приходилось перерабаты­ вать 15 тысяч кубометров земли. Можно себе представить, что это был за труд, если общая длина насыпи в болотах составила 250 верст. Однако так или иначе железная дорога (пусть и с недоделками) была построена. По ней можно было отправить на юг каждые сутки по 250 вагонов, то есть по 2-2,5 тысячи тонн различных грузов. С этого момента Мурманск превращается в центр экономической и культурной жизни края, затмив собой и Колу, и Александровск. Остается добавить только две детали. Первая - о названии. До осени 1915 года конечный пункт Мурманской железной дороги называли “Семеновская бухта”, затем - “Мурман”. Новое название Ро- манов-на-Мурмане продержалось полгода. А с апреля 1917 года же­ лезнодорожная станция получила название Мурманск. Вторая деталь: министр путей сообщения России Александр Фе­ дорович Трепов был награжден французским орденом. Это свидетель­ ствует о международном значении дороги Петроград - Мурман. С каждым новым месяцем первой мировой вой­ ны обе воюющие стороны - и Антанта1, и Трой­ ственный Союз2 - вели все более активные дей­ ствия в северных морях. Германское командо­ вание прилагало огромные усилия, чтобы поме­ 1Антанта - военный блок Англии, Франции и России. 2Тройственный союз - военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии. 22 Сооружение Кольской военно-морской базы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz