Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

и я н у л и с ь К а к МЬ| уже упоминали, Мурманская железная Пельсы дорога строилась сразу на нескольких отрезках. р Помимо крестьян центральных губерний и про­ чего российского люда на стройке были заняты китайцы и финны, каза­ хи и татары. С 1915 года широко использовался труд военнопленных. Немецкий военный историк Карл Руеф писал, что в строительстве Мурманской железной дороги участвовало 70 тысяч германских и ав­ стрийских пленных. На самом деле их было меньше, но тем не менее счет шел на десятки тысяч. По его же подсчетам, на каждом километре дороги лежало по 17 покойников. Дорога, особенно в ее северной части, строилась в совершенно необжитой местности. На всем почтовом тракте от Кандалакши до Ко­ лы было всего 8-10 казенных изб (Зашеек, Экоостров, Хибины, Расна- волок, Куренга, Пельмесозеро, Масельга, Кица). Зато тут были десятки рек, речушек, болот, больших и малых озер. Решение о сооружении железной дороги на Мурман было “высочайше утверждено” 30 декабря 1914 года. Помимо вопроса о ко­ нечном пункте (Александровск? Озерко на Рыбачьем? Териберка? Семенова бухта?) решался и вопрос о расположении сортировочной станции. Одни предлагали строить ее в Коле, другие - в десяти верстах севернее. Лучшим оказался проект расположения станции неподалеку от причалов порта. К весне 1915 года все основные изыскательские работы были закончены, и как только стал таять снег, землекопы занялись сооруже­ нием железнодорожного полотна. Для засыпки низин и болот использо­ вали камень и песок, вперемешку с валежником и вырубленным лесом. В холмистых местах или в скалах делали выемки, породу из которых отвозили на тачках и лошадях. Песка, камней и воды на стройке хвата­ ло, а вот с людьми и техникой было туговато. Для сооружения самого северного участка Мурманской железной дороги пригласили английскую фирму лорда К. М. Френча. Англичане приняли приглашение. Рабочие - канадцы и финны - приехали в Семе­ новскую бухту, поставили несколько казарм из железа (русские потом прозвали эти казармы “чемоданами”) и стали тянуть дорогу на юг. Но тяжелые условия труда, холодная мокрая погода и плохое питание скоро охладили пыл иностранцев. Контракт был разорван, и положение пришлось спасать русским строителям и военнопленным. Снабжение на строительстве железной дороги шло двумя путя­ ми: из России и из Западной Европы. Первым путем доставляли про­ довольствие, а вторым - рельсы, подвижной состав, инструменты и различные механизмы. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz