Киселев, А. А. Город мой широкоплечий... : исторический очерк к 80-летию Мурманска / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996. - 254, [2] с. : ил.

Мурманском побережье. Оно получило сокращенное название “Базстройка”, его возглавил инженер В. Г. Журавлев. “Работы по устройству приспособлений для выгрузки и хранения военных грузов начались в январе 1916 года, - писал государственный контролер в Петроград, - и в том же году закончены в размере, пример­ но 90% заданий. Относительно качества исполняемых работ было вы­ сказано мнение, что они удовлетворительны, однако многие здания располагались на болотистой местности и необходимо было строить летом подходы к ним”. Что же конкретно было построено “Базстройкой” в южном колене Кольского залива к началу 1917 года? Во-первых, жилые здания: восемь казарм на 100 человек каждая, пять домов для командного состава и шесть сезонных бараков для рабочих. Во-вторых, временная электростанция (динамо-машина приводи­ лась в действие двигателем внутреннего сгорания) и 10-киловаттная радиостанция на горе Горелой с мачтой высотой в 55 метров. В-третьих, лазарет, церковь, арестный дом (гауптвахта), хлебопе­ карня, большая столовая, кухня, погреба, склады, сараи, мастерские. И наконец, были сооружены пристань и причалы. Боевые корабли могли получать в Романове-на-Мурмане уголь, воду, вооружение и все необходимое для боевой службы. В июле 1916 года была сформирована флотилия Северного Ле­ довитого океана. Штаб ее находился в Архангельске. С этого времени Романов-на-Мурмане стал не только торговым портом и крупным железнодорожным узлом, но и военно-морской ба­ зой. К началу 1917 года здесь базировались линкор “Чесма”, крейсер “Варяг”, несколько миноносцев, три десятка тральщиков, посыльные и вспомогательные суда, несколько ледоколов. Командующим отрядом обороны Кольского залива (его еще зва­ ли Мурманским отрядом) стал контр-адмирал А. И. Бестужев-Рюмин. Основание Новый город рождался на месте, как тогда гово- города рили, смычки Мурманской железной дороги с Северным Ледовитым океаном. Изыскатели достаточно точно рассчитали, что четырехверстная полоса от Зеленого мыса до Халдеева мыса со временем станет для города и порта мала. Они нашли еще четыре района для строительства пристаней и порто­ вых сооружений: два на восточном берегу залива и два на западном. По мере строительства коммерческого порта, военной базы в Кольском заливе и железнодорожных сооружений число рабочих по­ стоянно росло и вскоре превысило число жителей всех других насе­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz