Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 73 Первый высокоширотный З тот высокоширотный рейс начался 25 мая 1978 года, когда из Мур­ манска в Магадан вышел дизель-электроход «Капитан Мышев- ский» Дальневосточного морского пароходства. 28 мая в 15 часов по московскому времени атомный ледокол «Сибирь» Мурманского пароходства догнал транспортное судно у полуострова Адмиралтейства и взял его под проводку. После выхода в этот рейс на доске объявлений атомохода долго еще висел шутливый призыв к участникам экспедиции запастись конвертами, посколь­ ку белые медведи их не продают. От мыса Желания через Карское море со скоростью 10 узлов караван последовал на восток. Цель рейса —проверить возможность грузового су­ доходства в высоких широтах на трассе мыс Желания—мыс Арктический— район к северу от Новосибирских островов—пролив Лонга. Там, на стыке примерзающих к побережью и постоянно дрейфующих льдов Центрального Полярного бассейна, создается зона разводий, называемая Сибирской по­ лыньей. У моряков существует понятие —разведка корпусом, что сравнимо с раз­ ведкой боем. Такой разведкой стал весь экспериментальный рейс моряков двух пароходств. Экипаж «Сибири» возглавил капитан Владимир Константинович Кочет­ ков, моряк с тридцатилетним стажем работы в Арктике. Плавал на старом «Ермаке», на атомоходе «Ленин». Позже был направлен на строившуюся «Сибирь» и вывел ее на арктические трассы. Главным механиком атомохода работал Александр Калинович Следзюк. Это он зажигал первый реактор атом­ ного ледокола «Ленин», руководил группой наблюдения за строительством ледоколов второго поколения. А когда «Сибирь» ввели в эксплуатацию, он остался ее главным инженером-механиком. Тридцать лет арктических плава­ ний были и за плечами капитана транспортного судна Тимофея Федоровича Кривохижина. Так опыт арктических плаваний и мощная техника были про­ тивопоставлены напору многолетних арктических льдов. «Сибирь» впервые встретилась с дизель-электроходом «Капитан Мышев- ский» во время перевозок грузов для геологов и газовиков на мыс Харасавэй. В тот год, 16 февраля, впервые в истории мореплавания по Северному мор­ скому пути мурманские моряки вышли в столь ранние сроки в Арктику. «Сибирь» только пришла в порт приписки из Ленинграда, и тогда впер­ вые в Арктике прозвучали гордые позывные «Я —атомоход “Сибирь”». На трассах Харасавэя «Сибирь» впервые испробовала свои ледокольные силы. Зимние рейсы к Ямалу и к Таймыру сделали навигацию в западном рай­ оне Арктики круглогодичной. Наметить возможность решений этой задачи на всей трансарктической трассе —одна из задач экспериментального рейса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz