Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

72 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА два метра, а в торосах —до четырех. За восемь часов суда проходили в среднем 10 кабельтовых. Но чем ближе к цели, тем тяжелее становился лед. Движение застопорилось. Работали удара­ ми. Ледокол то и дело заклинивало. Случалось, что полтора часа стояли на месте. Особенно труд­ ными оказались последние три мили. Суда про­ двигались с большим трудом, торосистый лед достигал пяти метров толщины. 8 апреля в течение всего дня инспектор ад­ министрации Севморпути Г. Д. Бурков, капитан- наставник В. А. Куроптев, капитаны Б. М. Соко­ лов и В. В. Михайличенко, командир вертолета МИ-6 Е. П. Бриллиантов и представители Мин- нефтегазстроя обсуждали возможность начать выгрузку дизель-электрохода до постановки его к намеченному месту. Остановились на том, что домики, очень необходимые геологам, следует выгружать вертолетом. Летчики согласились по­ пробовать. И вот 8 апреля в 18 часов 35 минут винтокрылый, богатырь под­ нял в воздух первый домик —выгрузка началась. В 19.10 домик благополуч­ но был доставлен на мыс Харасавэй. А 10 апреля, пробив тридцатикилометровый канал в поле огромных ледо­ вых торосов, атомоход «Ленин» вывел транспортное судно в заданную точку у полуострова Ямал, где были подготовлены ледовые дороги для перевозки домиков, топлива, техники. Девять трудных суток, днем и ночью, в любую погоду шла выгрузка на припай. Четыре тысячи тонн грузов ушли из трюмов судна на специальные ледовые площадки. К 16 апреля на припай было доставлено уже 2081 тонна груза. В погрузке участвовали не только пономаревцы, но и ледоколыцики. На атомном ледоколе «Ленин» была создана рабочая бригада из восемнадца­ ти моряков, которые участвовали в выгрузке. А 17 апреля —в день коммуни­ стического субботника —пономаревцы и атомоходцы, соревнуясь с газовика­ ми Ямала и экипажем вертолета МИ-6, доставили на берег весь плановый груз. За эти сутки было выгружено более одной тысячи тонн. Вскоре вся доставленная на полуостров техника начала работать. Ради этого и был про­ веден эксперимент. 20 апреля в 16 часов в районе острова Колгуев —там, где началось плава­ ние дизель-электрохода «Павел Пономарев» под проводкой атомохода «Ле­ нин», суда расстались. Атомоход последовал на трассу Севморпути, а элект­ роход взял курс на Мурманск. Эксперимент в Арктике, небывалый по дерзо­ сти и строгому инженерному расчету, завершился успешно. Он еще на один шаг приблизил человечество к реализации мечты моряков —работать на ар­ ктических трассах в любое время года. В. В. Михайличенко, капитан д /э «Павел Пономарев» Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz