Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 71 Дизель-электроход «Павел Пономарев» с грузом для Ямала Фото из фондов музея истории ММП вали лучшими кадрами. Атомным ледоколом командовал Борис Макарович Соколов, а дизель-электроходом —Владимир Владимирович Михайличенко. Возглавлял экспедицию капитан-наставник Василий Андрианович Куроптев. Помощь каравану оказывала полярная авиация, гидрографы, гидрометеоро­ логи и другие службы. Судам предстояло пройти сквозь торосистые льды около трехсот пятидесяти миль. Сверхраннее начало арктической навигации для того периода —событие необычное. История освоения Арктики такого еще не знала. Поэтому предва­ рительно атомоход произвел разведку предстоящего пути —попробовал, как выражаются моряки, на «зуб» ледяной покров, определяя его толщину и сте­ пень проходимости. Путь оказался нелегким. В проливе Карские Ворота «Ле­ нин» вошел в такое снежно-ледовое месиво, что продвижение его прекрати­ лось. Но с помощью умелой работы командира вертолета Виталия Покумей- ко и инженера-гидролога Андрея Смирнова, маневрируя между ледяными полями, ледоколу удалось выбраться из ледового плена и вернуться к месту встречи с дизель-электроходом. В ночь со 2 на 3 апреля суда встретились в запланированном районе ост­ рова Колгуев. Отсюда начался совместный рейс, к которому было приковано внимание всей страны. Ему суждено было вписать новую страницу в исто­ рию освоения Арктики. 5 апреля караван прибыл к береговому припаю Ямала и встал в 25 милях от места выгрузки. Припайный лед у полуострова достигал толщины в полтора-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz