Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

70 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА День 22 июля стал самым радостным для всех находившихся на борту электрохода. В 9.50 утра по судовому времени «Обь» освободилась от ледо­ вого сжатия и получила возможность самостоятельно двигаться. Преодолев 90-дневный дрейф, жестокие штормы и ураганы, «Обь» верну­ лась на Родину. Капитан ждал оценки своей деятельности в столь сложном рейсе. Он знал, что есть люди, пытающиеся обвинить его в профессиональ­ ной ошибке, в результате которой судно оказалось в ледовом плену. Но спе­ циалисты и члены экипажа, пережившие трудности дрейфа, высоко оценили его профессионализм. В том рейсе «Обью» была достигнута самая южная в плавании точка —77 градусов 5 минут 5 секунд южной широты, 158 градусов 24 минуты западной долготы. Моряки и судно с честью вышли из этого суро­ вого испытания. Во время дрейфа был проведен целый комплекс уникальных исследований в неизученном районе Антарктиды. За спасение судна, мужество и отвагу двенадцать членов экипажа «Оби» были награждены орденами и медалями. Кавалером ордена Ленина стал капи­ тан Волков. Позже «Обь» совершала рейсы в Арктику, в Канаду. В 1980 году судно было выведено из эксплуатации и продано Министерству геологии. «Обь» использовалась на острове Колгуев как общежитие для нефтяников. И 19 сентября 1983 года Волкова не стало. Ему тогда исполнилось всего 50 лет. Так же трагично завершилась судьба его «Обушки», разбитой штормом и брошенной в губе Ременка вблизи селения Бугрино. Успешный эксперимент В 70-е годы интенсивно развивалась сырьевая база районов Крайнего Севера и Дальнего Востока нашей страны. В связи с этим ярко обозна­ чились перспективы Ямала. В этом районе были разведаны запасы газа и нефти. Железной дороги в те края не было. Единственная транспорт­ ная связь —флот. Однако летом доставка грузов по мелководью весьма за­ труднительна. Поэтому было решено испытать возможность выгрузки обору­ дования для нужд газовой промышленности прямо на ледовый припай. 31 марта 1976 года, на три месяца раньше обычного срока начала навига­ ции, атомный ледокол «Ленин» вышел из Мурманска, взяв курс в высокие широты Арктики. Атомоход вышел на меридиан острова Колгуев, где начи­ нались поля сплошных льдов. Там планировалась встреча с дизель-электро- ходом «Павел Пономарев», на борту которого находились грузы, предназна­ ченные для геологов на мысе Харасавэй. Первый рейс атомохода «Ленин» и дизель-электрохода «Павел Понома­ рев» к Ямалу был экспериментальным, в его эффективности тогда многие сомневались. Поэтому готовились очень тщательно. Экипажи укомплекто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz