Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

74 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Характерной чертой рейса являлось поддержа­ ние высокого темпа проводки. Поэтому для рывка вперед использовалась даже незначи­ тельная тенденция к улучшению ледовой об­ становки. 1 июня караван обогнул мыс Арктический — самую северную точку похода и лег на желан­ ный курс зюйд-ост. Восточнее острова Комсо­ молец дорогу каравану преградили три айсберга высотой до 30 метров и до 200—300 метров в поперечнике. Для судов они оказались серьез­ ны препятствием. В Восточно-Сибирском море ледоколу при­ ходилось прорубать перемычки в торосах, дос­ тигающих своими вершинами уровня главной палубы «Сибири». Атомоход вел «Капитан Мы- шевский» на буксире. Северный Ледовитый океан — 10 млн квадратных километров льда. Как говорили в те годы, —«это заведование ученых Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики». Ученые напряженно работали в том рей­ се. Они изучали не только воздух, лед и воду, но и искали наиболее опти­ мальные формы ледовых корпусов, определяли мощности судовых механиз­ мов, которым в будущем предстояло работать в Арктике. Тогда в Центральную Арктику впервые пришло Центральное телевиде­ ние. «Сибирь» не только принимала через спутник московские передачи, но и ретранслировала их на «Капитан Мышевский». Главным в работе со спут­ никами было непрерывное получение информации. Полученные снимки ле­ дового покрова тут же уточнялись с помощью вертолетов. Пилоты Виталий Покумейко и Виталий Холодняк —участники нескольких арктических нави­ гаций, их опыт и мастерство уже были признаны ледоколыциками. И в том рейсе все были уверены, что экипажи вертолетов и опытнейшие гидрологи Руслан Борисов и Николай Бабич помогут выбрать оптимальный путь во льдах. На ежедневных совещаниях у руководителя экспедиции, заместителя начальника Администрации Северного морского пути Бронислава Семено­ вича Майнагашева наука получала первое слово. С интересом следили за этим рейсом жители Сибирского региона России. Их связывали с ледоколом тысячи нитей. Сибиряки делали оборудование для ледокола, пришли в его экипаж. В этом рейсе дублером капитана был Владимир Николаевич Красовский, именем своего земляка гордился тогда весь Красноярск. Будучи в этом городе, мне пришлось убедиться в этом. Бра­ тья Чертовы —Николай и Анатолий —родились и выросли на Алтае в совхо­ зе «Красная Сибирь». Да и сам руководитель экспедиции Бронислав Майна- гашев накрепко связан с маленькой Хакассией. В. К. Кочетков, капитан а/л «Сибирь» Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz