Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

138 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА на линии Лиссабон—Буэнос Айрес с испанскими эмигрантами, а после при­ хода Гитлера к власти был передан в состав туристского общества. С началом же Великой Отечественной войны оно было переоборудовано в госпитальное судно и работало преимущественно в балтийских водах. Пе­ ред самым концом войны на нем пыталась бежать в Швецию большая группа эсэсовцев, но британская авиация расстреляла судно и вынудила его выбро­ ситься на мель у острова Фемарн на юге Балтийского моря. Судно было построено в 1924 году, имело водоизмещение более 20 тысяч тонн и длину 156 метров. Полный штат экипажа на нем составлял 320 человек, пассажи- ровместимость составляла 904 места. В результате обстрела оно имело изре­ шеченный левый борт, выведенные из строя котлы и механизмы. У правого борта был поставлен пароход «Рюген», переименованный за­ тем в «Илью Репина» и пополнивший пассажирский флот Мурманского пароходства. «Рюген» давал электроток и пар для освещения и отопления «Азии». Судов в то время принималось много, но далеко не все они находились в эксплуатационном состоянии и им требовался неотложный ремонт. Ре­ монтировались суда фирмой «Ховальдс Верке». А чтобы работы выполня­ лись быстрее и качественнее, капитаном приходилось «делать комплимен­ ты» администрации завода, т. е. давать взятки продуктами и сигаретами. А поскольку Дубинин был назначен старшим капитаном Кильской группы судов, предназначенных для Советского Союза, то все подобные операции осуществлялись через него. Многие ремонтные работы на наших судах про­ водились без ведома британских властей, т. е. администрация какого-то судна договаривалась непосредственно с рабочими, а Дубинин финансировал сделку продуктами. Когда же англичане отказали экипажу парохода «Азия» в обеспечении ремонта котлов, главных машин, вспомогательных механизмов, а также в снаб­ жении инструментами, материалами, то Александру Иосифовичу пришлось использовать проверенный метод. Таким же неофициальным путем снабжа­ лись уходившие в Россию суда навигационными картами, транспортирами, биноклями. Капитану приходилось общаться с большим кругом иностранцев. О при­ чинах столь частых общений знали только представители Наркомфлота да ограниченный круг экипажа. От основного состава все держалось в секрете. Подобное общение для капитана могло при возвращении на Родину закон­ читься судом или лагерями. Когда выяснилось, что британские оккупационные власти намерены чи­ нить препятствия уходу «Азии» из их зоны, отказали в заводском ремонте и выдаче технического снабжения, то единственном выходом для капитана было выполнение ремонта силами экипажа. Работали самоотверженно, не считаясь со временем, и менее чем за два месяца судно было приведено из аварийного в рабочее состояние.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz