Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 139 В Киль прибыл А. А. Афанасьев — замести­ тель министра морского флота, который одобрил действия Дубинина и поставил перед ним задачу — привести суда на Родину. И вот 18 июня, к вели­ кому изумлению оккупационных властей в Киле, капитан затребовал техническое снабжение, бун­ кер и воду на переход до Англии. Но, пройдя Кильским каналом, капитан получил распоряже­ ние зайти в Гамбург, где простояли до конца де­ кабря. Во время стоянки потребовалось отправить в Союз несколько членов экипажа, и Дубинин, погрузив их вещи в автомобиль, сам решил отве­ сти моряков на попутное судно. Произошла авто­ катастрофа. Капитан получил двойной перелом правого бедра и 16 недель отлежал в госпитале в Гамбурге. Когда из Союза пришло распоряжение о пере­ ходе судна в Мурманск, капитан, несмотря на протесты врачей, выписался из госпиталя. 20 де­ кабря вышли из Гамбурга и 18 января прибыли в Мурманск. Шли со скоро­ стью 10,5 узла при сильном штормовом ветре. В пароходстве уже скопилось множество информации о связях капита­ на «Азии» с иностранцами, об аварии якобы в нетрезвом состоянии и т. д. Доказывать свою невиновность и преданность Родине пришлось в Мурман­ ском обкоме КПСС. В объяснениях Дубинина не было и намека на оправда­ ние, оправдываются виновные: «Что касается меня, то чести и достоинства советского гражданина я не уроню». В этих словах состояла гражданская позиция капитана. С момента приемки судна до прибытия в Мурманск прошло ровно 10 ме­ сяцев. За это время аварийное судно усилиями горстки наших моряков было сохранено и приведено в Россию, несмотря на противодействия британских властей, отказывавших нашим морякам в топливе и пище. Нередко приходи­ лось питаться одними галетами, оставшимися от капитанских представитель­ ских. Весь период в экипаже не было значительных нарушений дисциплины. «Я считаю, что во всем этом есть частица и моего труда и не могу не чувство­ вать удовлетворения» —писал Александр Иосифович, анализируя этот пери­ од своей жизни и работы. Этими словами были закончены все объяснения капитана Дубинина. А далее была большая интересная жизнь. Он возглавлял Мурманскую морскую инспекцию, водил суда в Арктику и Антарктиду. Книги, написан­ ные А. И. Дубининым об особенностях плавания во льдах, и сегодня являют­ ся учебными пособиями для будущих судоводителей. Именем этого капитана благодарные потомки назвали большой океанский теплоход. Капитан А. И. Дубинин Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz