Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

Для обеспечения охраны авторских прав телевизионному журна­ листу, какую бы должность он не занимал необходимо оговаривать условия охраноспособности в трудовом или гражданско-правовом договоре. Поисками ноу-хау для организации съемок видеосюжета обычно занимаются видеооператоры. § 4. Интеллектуальные права видеооператора Профессия видеооператора профессиональным сообществом при­ знается второй основной творческой профессией тележурналистики. Видеооператор, как и телевизионный корреспондент (телерепортер), является участником формирования аудиовизуального информацион­ ного сюжета. Видеооператор, можно сказать, переродился из киноопе­ ратора документального кино. При становлении телевидения, пришед­ шие из кинохроники кинооператоры, изначально образовали костяк телевизионных кинооператоров. Но с развитием техники и появлением цифровых технологий кинооператоры переквалифицировались в виде­ ооператоров, но основные принципы профессионального мастерства художественного построения кинокадра сохранились. К глубокому соясалению, появление на рынке портативного ви­ деооборудования, расширение сети телевещательных организаций привело к тому, что в силу удовлетворения увеличенного спроса на профессию значительно снизилась квалификация видеооперато­ ров. Слабое владение техническими возможностями видеокамеры и вспомогательного оборудования, непонимание значения правильно выставленного искусственного или естественного освещения объек­ та съемки привило к снижению визуальной выразительности видео­ кадра. Исправление операторских ошибок легло на руки режиссеров монтажа при компоновке видеоряда, что значительно увеличило вре­ мя подготовки информационного материала к эфиру, но мало спасает качество визуальной картинки. Проблема отсутствия профессиональ­ ного мастерства видеооператоров довольно остро стоит пред неболь­ шими региональными или частными телевизионными студиями. Видеооператор, как и кинооператор является обладателем интеллек­ туальных прав на результаты своего творческого труда. Тест за кадром и идеокартинка - это два совершенно разных объекта интеллектуальных прав. Несмотря на то, что сюжет информационный, а, как сказано выше, права на информацию законодательно не охраняются, отснятый опера­ тором видеоряд несет самостоятельную художественную нагрузку. Он дополняет и усиливает информацию, при этом может озвучиваться как коротким информационным текстом, так и сопровождаться более под­ робным авторским анализом демонстрируемых событий, следовательно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz