Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

деятельности корреспондента применяется проверенная практикой ак­ сиома - корреспондент добытчик оперативной информации о событи­ ях, явлениях, фактах. Основные вопросы, на которые корреспондент должен ответить в информационном аудиовизуальном сюжете: что? кто? где? когда? Согласно новелле пункта 4 статьи 1259 ГК РФ, информация не является объектом авторского права и не подлежит правовой охране. Следовательно, творческий труд телевизионного корреспондента не может быть признанным авторским. Поскольку журналист выполняет лишь служебную техническую работу по поиску, обработке короткой аудиовизуальной информации. В отличие от радиокорреспондента телевизионный корреспон­ дент работает в коллективе, в который как минимум входят видео­ оператор и водитель. Большие телестудии могут себе позволить формирование расширенного творческого коллектива, куда кроме корреспондента, водителя и видеооператора могут входить ассистент оператора, видеоинженер, звукорежиссер или звукооператор, осве­ титель и другие. Такой коллектив способен подготовить более объ­ емную и подробную информацию, которая ответит на уточняющие вопросы: почему? зачем? каким образом? каково мнение о событии, явлении, факте? Видеосюжеты, созданные большим творческим со­ ставом, выходят за рамки необходимых информационных 60 секунд. В творческом коллективе телевизионной журналистики каждый специалист заботится об исполнении своих функций. Телевизионный корреспондент о сценарии и драматургии развития сюжета, оператор о композиционном построении кадра, звукооператор - об эффектном звуковом оформлении и т. д. Творческому коллективу соавторов под силу производство телевизионных сюжетов любых жанров. Деятельность телевизионного корреспондента периодически вызывает полемику по поводу обеспечения охраноспособности ин­ теллектуальных прав, поскольку в информационных видеосюжетах применяются те или иные ранее никому не известные творческие находки. Для разрешения споров необходимо помнить, что права на все творческие находки, которые нашел и применил при подготовке информационного сюжета к эфиру репортер, принадлежат работода­ телю, т. е. телестудии. Однако при подготовке информационного сю­ жета все же возможно применение ранее никому не известного ново­ го технического решения. Такое решение предварительно может быть защищено патентом. В этом случае права новое техническое решение полностью будут принадлежать обладателю патента. Для обеспече­ ния защиты своих прав автору такого решения необходимо провести установленную законодательством регистрационную процедуру.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz