Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ПОСЛЕСЛОВИЕ Сегодня на дворе 2010 год. Вампилова давно с нами нет. В 2007 ис­ полнилось бы уже семьдесят. Телевидение приготовило несколько пере­ дач. Прошли по сценам отечественных театров его пьесы. Вспомнили эк­ ранизации. Поседевшие друзья дали интервью в печати, появились новые мемуары. Значит - не забыт. Помним. Если сегодня приехать в Москву или Питер и заглядеться на театральные афиши, то имя Вампилова на них поч­ ти запестрит. Играются практически все его пьесы. Их ставят видные ре­ жиссеры. В вампиловском репертуаре раскрывается талант ведущих рос­ сийских актеров. Достаточно вспомнить одну из последних постановок «Утиной охоты» в МХТ им. Чехова (режиссер - А. Марин). Зилова в ней исполнил Константин Хабенский. Галина - Марина Зудина. Критика при­ няла спектакль очень неоднозначно, на какое-то время возродился миф о загадочности этой внешне житейской истории об «алике из аликов», «ры­ царе до лампочки». Смотреть интерпретации пьес Вампилова в наши дни всегда немного боязно. Не устарела ли коллизия? Можно ли по-прежнему сочувствовать персонажам? На чем сосредоточено внимание постановщи­ ка? Где находится главная болевая точка современности? Спектакль МХТ заставляет себя смотреть, что говорится, на одном дыхании. Радует, что в нем практически ничто не модернизировано. Диа­ логи, монологи не претерпели принципиального искажения, лишь тактич­ но сокращено начало. История Виктора Зилова рассказана театром под­ робно, последовательно. Константин Хабенский играет человека внешне весьма заурядного: такой тип более чем распространен среди нынешних «аликов»; не без харизмы обаяния, но со следами печального и порочного опыта на лице, в усталых, порою почти безжизненных, стеклянных глазах. Порою. Но не всегда. Иногда герой Хабенского так и рвется навстречу жизни, любви, вере. Он искушается дружбой - ее миражами, любовью - ее соблазном. Он пытается доверять людям. Хотя... Зритель, наблюдая дей­ ство со стороны, прекрасно видит окружение Зилова - Хабенского на­ сквозь. Это давно уже успокоившиеся люди. Они прочно и навсегда при­ няли жизнь такой, какой она складывается по не ими установленному стан­ дарту. Им же по сути ничего не надо сверх меры. Дайте положенное: зар­ плату, семейное благополучие, гарантии будущего. А Зилов все чего-то топорщится, нервничает, машет руками. Он как бы не понимает, что жизнь - это карусель. И карусельщик - не он. Он может только крутиться, как ма­ 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz