Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

монолога видит на пороге комнаты не жену, а любовницу, и всё повторяет­ ся как прежде: ложь, фальшь, страдание. Калошин не умирает после испо­ веди, он «приговорён» судьбой к жизни, и ничего не изменит в нём пере­ ход на новую работу. Пробуждение души Шаманова омрачено бедой, слу­ чившейся с Валентиной. После монолога-тоста Сарафанова следует мучи­ тельное для всех дознание правды Кудимовым. Монолог у Вампилова - не кульминация и не развязка в пьесах. Это именно «вспышка» сознания, кратковременное, но бурное проявление ис­ креннего чувства. У читателя и зрителя нет уверенности в стабильности проявившихся в монологе добрых сторон личности того или иного персо­ нажа... Драматург не ставит с помощью монолога восклицательного знака в конце произведений, не закрепляет монологом положительности героя. Им лишь в какой-то степени разрешается внешний сюжетный конфликт, имеющий чёткие этапы своего развития. Внутренний же, психологический конфликт в пьесах Вампилова, как правило, не имеет своего разрешения. Монологи не только не разрешают его, но, напротив, усугубляют. Герои задумываются над смыслом жизни, их идеальные представления вступают в противоречие с духовным климатом «провинции». Правда о себе самом понята, высказана, но как жить дальше? Как воплотить идеалы в действи­ тельность? Неразрешимость внутреннего психологического конфликта одно­ временно сообщает пьесам Вампилова и трагизм неблагополучия, и уве­ ренность в победе добрых начал. Монологи героев вселяют в читателя и зрителя веру в человеческое в человеке. Если герой ещё способен на вол­ нение, откровение, раскаяние, значит жива ещё его душа... Вампилов ве­ рит, что рано или поздно до людей обязательно доходят простые истины: «У одного человека ни копейки, у другого червонцы. Одному деньги необ­ ходимы, а другой их копит. Так вот второй даёт первому, делится с ним, помогает. Что же тут особенного? Это так просто» («20 минут с ангелом»); «Да живите дружно... За деньгами не гонитесь, за чинами тоже... Главное, чтобы совесть была чиста...» («История с метранпажем»); «Каждый чело­ век родится творцом, каждый в своём деле, каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, оста­ лось после него» («Старший сын»). 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz