Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ленькая деревянная фигурка, по кругу. Он недопонимает, что принесенный ему вначале венок - это уже его фактические «похороны». Живой суетно­ му миру не нужен и не важен - важен «мертвый». С ним - таким безжиз­ ненным, но все еще функционирующим в рамках общепринятых норм, - безопаснее, спокойнее. Зилов - Хабенский иногда портит своим друзьям всю обедню именно тем, что еще что-то трепыхается, что-то чувствует. В результате же герой Хабенского остается ни с чем и гол как сокол. К по­ следней сцене он оказывается в коротеньком плащике, под которым - только тело, дрожащее от холода и нервного озноба. Зилов в очередной раз проиграл свою судьбу. И теперь - почти исто­ рически. Опять не вписался «в окаем». И опять более всего виноват сам. Опять судим и осуждаем. Снова - не ответ, а только вопрос. Я привела пример одной постановки Вампилова в современном теат­ ре. Скажу по правде, меня интересует его нынешняя постановочная судь­ ба. Хочется взглянуть на известные пьесы иными глазами. Сегодня откры­ ваются новые горизонты исследования драматургии Вампилова. После мо­ ей диссертации, защищенной в декабре 1983 г., в научном литературоведе­ нии появилось множество других работ - глубоких и значимых. Пере­ стройка позволила взглянуть на время советского «застоя» как бы со сто­ роны, расширила возможности философской интерпретации вампиловских сюжетов и образов. Мне же представляется важным вернуться к феномену Вампилова на новом витке осмысления. Ставшие актуальными гендерный и антрополо­ гический аспекты исследования литературы вполне применимы к вампи- ловскому творчеству. Надеюсь, что намерения оправдаются, усилия не пропадут даром и в ближайшее время мне удастся написать и опублико­ вать еще одну монографию, в которой Александр Вампилов займет не только почетное, но и стратегически важное для осмысления вневременно­ го литературного процесса место. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz