Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ПОЭЗИЯ В. ВЫСОЦКОГО И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА «...Прямо сквозь тьму - где одному выхода нет!..» (Статья написана в 2003 г.) Но в обычные рамки я всажен- На спор вбили, А косую неровную сажень - Распрямили... «Памятник» Владимир Высоцкий одновременно принадлежит своему времени - 60-70-м гг. XX века —и как бы сопротивляется ему. Пытается прорваться в «другую жизнь». Страх слиться с туповатым большинством, безропотно плыть по течению то и дело преследует поэта, становится навязчивым бо­ лезненным состоянием. Высоцкий не на шутку раздваивается. То он пыта­ ется соответствовать общепринятым бытовым, социальным и даже творче­ ским нормам, то вдруг с помощью очередной «волчьей» или «гамлетов­ ской» маски утверждает свои законы «любви и чести». Истинный Высоц­ кий свободен, он находит и проявляет себя в бескомпромиссной борьбе с «морем зла». Но есть и некто Другой —лукавый двойник Поэта - вынуж­ денный приспосабливаться к обстоятельствам лживой эпохи. Как быть? Судя по стихам и творческому поведению, Высоцкий изо всех сил при любых обстоятельствах пытается остаться «иноходцем», хотя здравый смысл услужливо подсказывает: нормальны и благополучны, увы, только те, кто во время способен совершить предательство, пойти на откровенную подлость. С годами чувство одиночества, обиды от неразделенности чело­ веческих и поэтических порывов становится все острее, невыносимее. И снизу лед и сверху ~ маюсь между, — Пробить ли верх иль пробуравить низ? - это ведь не только по поводу задержки виз во Францию им сказано. В последнем —стихо­ творном - завещании Высоцким создана горькая метафора своего, если можно так сказать, местонахождения в самой советской реальности. И прежде всего, в отечественной литературе. Он интуитивно искал родства, равного себе по степени искренности и страданию поэтического изгоя. Энергия бунта чаще всего находила вы­ ход в его театральном творчестве. Можно предположить, что в сыгранные на театральных подмостках образах (Гамлет, Дон Гуан, Хлопуша, Лопахин и др.) сублимировалась страсть и обида не востребованной обществом ду­ шевной отдачи. На короткое время репетиции и спектаклей актер- Высоцкий заряжался энергетикой персонажа, с ним по накалу страстей совпадающей роли. Его манила возможность осуществления себя в иных исторических условиях, не совпадающих с его бытием предлагаемых об­ стоятельствах. И при этом Владимир Высоцкий, как известно, любил от­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz