Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

пущенное ему судьбой время, своих друзей, профессию. Он умел ценить многострадальное отечество - страну - победительницу во Второй миро­ вой войне. Москву. Провинциальную Россию. Дружеские нити связывали его с Грузией, Средней Азией, Уралом, Севером, Дальним Востоком. Советский период истории характеризовался двойными стандартами поведения, ложь становилась нормой общения государства с личностью. Официальное искусство лицемерно по сути. Именно поэтому Владимир Высоцкий становится если не диссидентствующим, то маргинальным ху­ дожником. Это-то качество и притягивает к нему широкую демократиче­ скую аудиторию. На первый взгляд, в его песнях - вольных по самой при­ роде своей —отсутствовала какая бы-то ни было «фундаментальная», «кор­ невая», традиционная для социализма система ценностей. Создавалось впечатление, что песни создаются безо всякой системы, что поэт всякий раз начинает с нуля. В бардовских сочинениях присутствовала пленитель­ ная свобода - отражение сиюминутности жизни. Высоцкий пел, как жил. А жил напряженно в едином миге творчества - «сейчас и здесь». Захлесты­ ваемый эмоциями гитарист потрясал слушателей своей искренностью — вспышкой нахлынувшего на него - вдруг! —исповедального настроения: любовного, гражданского, народно-удалого. Слушателем, как и автору песен, были хорошо знакомы, по духу близки эти яркие эмоциональные мгновения - прорывы в то настоящее, где чувствуется биение настоящей, нелживой жизни. По сути Высоцкий пел так , как многие из нас в ту пору либо скандалили с начальством (бес­ смысленно бунтовали) на опостылевшей службе, либо доверчиво, хоть и пьяно, исповедовались на кухнях дружескому окружению... И Высоцкому, и его поклонникам неуютно жилось в социуме, где приходится балансировать между враньем и правдой. Не жизнь - какой-то мучительный тупик, не предполагающий ни выбора, ни нормального раз­ вития: Живу, не ожидая чуда, Но пухнут жилы от стыда, Я каждый раз хочу отсюда Сбежать куда-нибудь туда... Однако решительно отказаться от такого «прозябания» нет сил: странным образом держит привязанность сердца, принимаемая поэтом ко­ гда за гражданский долг, а когда и за истинную любовь: Я —шасть! - и там. Но мне хотелось Назад, откуда прибыл я. Согласитесь, что при таком душевном «раздрае», мытарстве, скачках настроения трудно говорить о наследовании каких-либо культурных тра­ диций. Самобытность как некая маргинальная обособленность от культуры предыдущих столетий Высоцкому была свойственна уже в силу историче­ ских причин. Но она при этом углублялась за счет личностных свойств по­ 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz