Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

КАТАРСИС ПУСТОТЫ Роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» ... из него, как из воскового, Можно лепить новые и новые формы . Д. Фурманов ...и совсем не вернётся или он Вернётся совсем другой. О. Мандельштам Роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» читают. Вернее, уже прочитали все те, кто привык относиться к литературе как к средству по­ знания прежде всего самого себя. Произведение Пелевина отвечает сокро­ венным запросам русского ума, постоянно выстраивающего какие-либо концепции бытия, а потом сладострастно их же разрушающего. Роман стал своего рода зеркалом для людей, живущих запросами сознания. Он отве­ тил на мучающие такую —не побоимся сказать интеллектуальную —часть публики вопросы. После чтения пелевинского бестселлера многие почув­ ствовали настоящий катарсис: освободились от некоторых ложных пред­ ставлений о себе и о мире. Быть современным чаще всего опасно. Не быть современным —без­ дарно, хотя намного комфортнее. Разговаривать с эпохой, творящейся у тебя на глазах, —риск немалый. Россия непредсказуема. Страховки нет. Искушение гибелью и свободой кружит художнику голову. Об этом, впрочем, достаточно много и точно сказал в своё «роковое» время Алек­ сандр Блок. Самый цитируемый, кстати, Виктором Пелевиным автор. Атмосфера романа «Чапаев и Пустота» пронизана декадентским ду­ хом начала XX века. Оно и понятно. Речь в «Чапаеве» идёт о «пустоте» на разных уровнях понимания этого состояния. «Пустота» и «разрушение» неизбежно связаны между собой. В начале столетия лихо расправлялись с устоявшимися традициями морально и духовно исчерпавшего себя бытия. Устаревшим формам то и дело предпочитали нулевое «ничто». Россия в восприятии поэтов и писателей символистического толка находилась на краю зияющей бездны, и никто не брался позитивно пророчествовать от­ носительно её благополучного будущего. В умах людей сложился проект гибели старого мира. Справиться с настигающим душу ужасом помогало лишь искусство, в котором катастрофа и гибель эстетизировались. Доста­ точно вспомнить «Петербург» Андрея Белого, произведения Фёдора Соло­ губа, откровения Зинаиды Гиппиус и Мережковского, чтобы воссоздать в памяти пугающую пустоту предреволюционной России, смертельно­ упоительную опустошённость устремлённых к небытию душ... «Ничто» всегда преследовало русских писателей. К отсутствию смысла жизни рано 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz