Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

или поздно приходили все мыслящие герои отечественной литературы. Болезнь ума грозит и думающим, и влюблённым. Мечется по пустынному Петербургу с потревоженным трагедией лично-исторического масштаба пушкинский Евгений из «Медного всадника», опустошены гоголевские «Мёртвые души», к «нулю» головлёвского существования подводит рус­ скую классику в своём бессмертном шедевре Салтыков-Щедрин... «Ни с чем» не замедлили оставить своих героев и бывшие советские, но ещё, так сказать, доперестроечные писатели: Трифонов («Московские повести»), Вампилов («Утиная охота»), Битов («Пушкинский Дом»), Пет­ рушевская, Маканин, даже внешне непотопляемый Окуджава («Путешест­ вие дилетантов»)... Что-то «не то» творится с Россией и её обитателями на протяжении уже нескольких столетий. Всё чаще и чаще самой подходящей метафорой для выражения духовного климата в страну становится образ «палаты для сумасшедших». В дурдоме, как мы помним, происходят собы­ тия известного чеховского произведения «Палата № 6», образ психиатри­ ческой клиники доминирует в булгаковском «Мастере и Маргарите». Док­ тора пытаются вылечить от тоски героев Венечки Ерофеева, Пьецуха, Вик­ тора Ерофеева, почти по всем «параметрам» благополучной Виктории То­ каревой... Пелевин не стал исключением. Он помещает в дурдом поэта Петра Пустоту, который в итоге своего пребывания в нём становится тем, чем каждый является на самом деле: Творцом Вселенной. В современной Пелевину и всем нам России по сути никто до конца и по-настоящему не равен самому себе. В этом скрыты все наши психоло­ гические проблемы, пагубно отражающиеся и на социальном, и на эконо­ мическом уровнях. У нас есть некоторые представления о «должном» или «идеальном», но они порой самым фантастическим образом расходятся с житейским и общественным поведением. В головах много путаницы и не­ разберихи. Вот почему, наверное, каждый россиянин с готовностью при­ меряет к себе и окружающим перспективу пребывания в сумасшедшем доме. Страну неплохо бы вылечить... Примерно такие благородные цели поставили перед собой первые «перестройщики». Чтобы «за державу не было обидно». В романе Пелевина в роли доктора-спасителя выступает некто Тимур Тимурович. О нём нельзя сказать ничего плохого и оскорби­ тельного. Он явно неглуп, интеллигентен, начитан в области западной психиатрии. Тимур Тимурович лечит своих пациентов с помощью новых «турбоюнгианских методик». Жаль только, что работать ему приходится в условиях отечественной клиники: минимум оборудования, плохо обучен­ ный персонал, санитары-мордовороты и т.д. Но доктор старается изо всех сил. В палате для сумасшедших несколько человек. Они, как и принято в литературном сюжете, символизируют собой общество, а точнее, историю его духовной ограниченности, печальных заблуждений ума. Пока «боль­ 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz