Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Она исчерпала себя в 1991 г. Рухнула не без участия мечтательницы Веры. А ведь была в русской литературе и еще одна фантзерка, дающая сновиди- ческие ответы на вопрос: «Что делать?» Это Вера Павловна из революци­ онного по содержанию романа Г. Чернышевского. Кета ти, на ст раницы именно этого произведения некие инфернальные силы отправляют Вероч­ ку в конце рассказа Пелевина. Автор, видимо, прослеживает прямой путь от романа Чернышевского к мечтательно настроенным деятелям револю­ ции, к оторых этот роман « глубоко пе репахал». Далее - к социальному строительству якобы идеального подобия «снов Веры Павловны» наяву. И все это посредством торжества идей социалистического реализма в лите­ ратуре - «учебнике жизни». А построенная по скучным идеологическим канонам действитель­ ность не удовлетворяет людей духовно: они начинают искать выход во всякого рода «зауми». Второпях приходят к модной идее «солипсизма» и терпят очередное крушение своих умозрительных планов. История повто­ ряется. Грустно... Пелевин всматривается в современность и находит повод для иронии и печали. Его заботит судьба мыслящего человека. А она, как повелось в России, не так проста. Есть много шансов стать очередным «лишним чело­ веком», выпить всю чашу причитающихся для этой категории умников стра­ даний. Но так не хочется из века в век наступать на одни и те же грабли. Пелевин пытается высвободить сознание своих героев (и нас читате­ лей) от груза заблуждений, ложных страхов, элементарной глупости и ро­ ковых ошибок. Он обращает нас к мысли о «свете», который сопровождает человека с рождения, но о котором человек, став взрослым «приспособ­ ленцем», забывает. Размышления о жизни и о смерти сконцентрированы писателем в одно-единственное, будто бы никогда не кончающееся пред­ ложение, из которого состоит рассказ «Водонапорная башня». Он о том, во что превращает человек свое существование, когда предает забвению меч­ ту о «своей дороге». Гораздо легче прожить стандартную «биографию», но горько однажды понять, что «ты не нужен никому и ничему в мире, су­ жающемуся с движением твоего взгляда по обоям навстречу просвету окна перед шторой, за которую ты держишься, надеясь, что на этот раз отпус­ тит, если тебе удастся не поворачивать взгляд вправо, потому что, когда человек начинает принимать треугольное слуховое окно на маленькой зе­ леной крыше за глаз, который глядел на него с рождения, уже не имеет ни­ какого значения ни то, как именно он упадет на пол, ни то, что последним увиденным им на свете предметом окажется водонапорная башня». Земное существование конечно, но его можно оправдать сознательным выбором «света», и смысла, а не болотной трясины. Скажете, мечты? У нас есть шанс попробовать. Личный у каждого. И даже исторический. Еще не позд­ но вовремя поумнеть и избавиться от «ингредиентов» навязанного нам чу­ жой волей страдания. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz