Иванов, А. Н. О методах развития дивергентного мышления младших школьников // Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Т. 1. – С. 144-147.

А.Н. Иванов О МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основной проблемой, связанной с процессом развития мышления, является поиск средств и условий, необходимых для целенаправленного его формирования. Сейчас в психологии и педагогике много говорится о развитии дивергентного мышления, то есть мышления расходящегося, не­ однозначного, нелинейного. Парадокс проблемы целенаправленного фор­ мирования дивергентного мышления состоит в том, что развитие операци­ онных компонентов дивергентного мышления не предполагает готовых ал­ горитмов. Поэтому необходимо найти другие механизмы формирования дивергентного мышления. И.А. Майданник [2, 3] предлагает особую «личностно-развивающую систему», способствующую формированию дивергентного мышления у старших дошкольников и младших школьников. Главные методы И.А. Майданник - это задания исследовательского типа и креативные игры. И.А. Майданник вводит как новое понятие 4 элемента креативной задачи: 1-ый элемент - аналитический. В нем представлен анализ - мысли­ тельное расчленение целостной структуры информации; 2-ой элемент - синтезируемый. В нем основу составляет синтез - мыслительное воссоединение различных элементов в целостную систему; 3-ий элемент - абстрагирование. В этом элементе имеют место абст­ ракции и обобщения, при помощи которых выявляется общие, наиболее важные признаки и происходит освобождение от случайных поверхност­ ных признаков; 4-ый элемент - конкретизация. В нем происходит операция конкрети­ зации, возврата к индивидуальной специфичности анализируемой ситуа­ ции. К.В. Дрязгунов [1] указывает на другой важный механизм развития дивергентного мышления: интерпретацию. Гуманитарное знание имеет особенно богатые возможности интерпретации. В диалоге гуманитарного характера (литература, искусство, история, политика и другие социальные науки) каждое сообщение рассчитано на интерпретацию его собеседником и возвращение в преломленном, обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером. Интерпрета­ ция - это придание объектам обсуждения новых смыслов. Само познание и есть интерпретация действительности, уместно привести высказывание Л.А.Микешиной и М.Ю. Опенкова: «Познание не является «копировани­ 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz